Председатель комитета по энергетике Андрей Бондарчук за приборы учета тепла в домах петербуржцев. Он не против и революции, если она экономически целесообразна. У него нет времени оглядываться назад, а о проблемах энергетики в Петербурге он «Фонтанке» рассказал внеэмоциональным языком.
- Почти два месяца, как Вы перешли в городской комитет по энергетике и инженерному обеспечению. Вы здесь уже работали ранее, многое изменилось?
- Разница, конечно, есть. Те планы, которые были поставлены перед правительством и ресурсоснабжающими организациями, нужно пересмотреть из-за того, что изменилось законодательство. Вышел целый ряд федеральных законов. Необходимо пересмотреть подходы к взаимодействию ресурсоснабжающих организаций и потребителей, в первую очередь, это касается более детальной проработки вопросов, связанных с инженерным обеспечением новых территорий, также строительства объектов бюджетной сферы, здесь есть свои сложности. Я работал с 2004 по 2006 год в отделе перспективного развития комитета по энергетике Санкт-Петербурга. В том числе при моем участии формировались концепции развития схем инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга. Меня здесь научили не просто работать, но и видеть результаты своего труда, а это я считаю очень важным.
- Под сложностями Вы подразумеваете трения при взаимодействии разных структур?
- В том числе. В процессе строительства объекта уточняются его электрические нагрузки, иногда это не находит своего отражения в действующих договорах на технологическое присоединение. Когда об этом вспоминают, выясняется, что дом практически построен, начинают подгонять энергетиков, строители говорят, что они долго его присоединяют и реализуют технические условия. Получается дисбаланс, который является дополнительной нагрузкой для комитета по энергетике и комитета по строительству. По факту же получаем дома по временной схеме - проблема, которая до сих пор не ликвидирована. Отдельные дома по несколько лет сидят на этой схеме, это отражается и на стоимости услуг. Однако если люди достаточно хорошо знают действующее законодательство, то это позволяет им уйти от навязывания оплаты коммунальных услуг до окончательного перевода на постоянную схему.
- Сейчас многие обсуждают реализацию 261 федерального закона об энергосбережении, согласно которому с июля каждый дом должен обзавестись счетчиками тепла. Уже появилось понимание, кто и как будет их обслуживать?
- Больше всего вызывают вопросы узлы учета тепловой энергии, их стоимость - она больше, чем у остальных приборов учета, и ресурсы, которые они считают. Во-первых, это достаточно сложное техническое устройство, которое требует кроме квалифицированной установки и его обслуживания, выполнения необходимых регламентных работ, знающих людей, которые способны грамотно снимать показания с этих приборов учета, своевременно представлять их в те же ВЦКП и другие структуры, которые занимаются начислением стоимости коммунальных услуг.
261 ФЗ определял сроки и границу ответственности, когда должны были установить общедомовые приборы учета. Еще в прошлом году их обязан был установить собственник, так как сроки прошли, то теперь это обязанность ресурсоснабжающих организаций. С моей точки зрения, принято правильное решение о том, что именно эти организации устанавливают эти приборы учета, а управляющие компании имеют право возвращать в течение определенного периода времени средства, потраченные на их установку. Но опять же, необходимо отметить, что данный механизм недостаточно четко отражен в действующем законодательстве, а это является почвой для нового рода проблем.
В последнее время возникает достаточно много дискуссий, как нам жить: по нормативам или по приборам учета. Моя позиция - за прибор учета, если он установлен надлежащим образом и обслуживается, то это объективный показатель потребленного энергоресурса.
Необходимо отметить, что действующая схема взаимодействия: ресурсоснабжающая организация – управляющая компания – гражданин (абонент), не создает стимулов к экономии потребляемых ресурсов гражданином (абонентом), а отсюда и отчасти недовольство наших жителей возросшими платежами за коммунальные услуги. У нас уже был ряд встреч с представителями жилищного комитета, администрациями районов, ресурсоснабжающими организациями по этому вопросу. Сегодня существует практика, когда установленные приборы учета обслуживает специализированная организация, нанятая управляющими компаниями.
В основном это касается тех ситуаций, когда в составе управляющих компаний отсутствуют квалифицированные сотрудники. На эти же организации, которые занимаются обслуживанием, наложены функции снятия показаний приборов учета. Таким образом, получается, что управляющая компания исключает себя из процесса. А счета гражданам выставляет именно она, опираясь на показания организации, нанятой по договору. Этим, конечно, может заниматься и ресурсоснабжающая организация с доброй воли управляющей компании. Теплоэнергетики имеют и опыт, и персонал, нам уже поступают предложения о том, чтобы реализовать это на деле. Компании готовы за те средства, которые заложены и оплачиваются гражданами в рамках содержания жилфонда, обслуживать счетчики. Посмотрим, попробуем, это может дать свои плоды.
- Горожане в последние несколько месяцев часто жаловались на то, что в их квартирах перетапливают и, естественно, в квитанции в графе «отопление» росли цифры. Как бороться с «перетопом»?
- С точки зрения самой формулировки «перетоп» - мы должны понимать, что эти вещи должны быть отфиксированы, а не быть на уровне эмоций. В одном доме на верхних этажах температура может быть более высокой, чем на нижних. Это зависит от того, насколько корректно работает внутренняя система. Часто вносимые изменения (дополнительные радиаторы, теплый пол) производятся без необходимого согласования, в результате данные мероприятия приводят к разбалансировке внутридомовой системы: кто-то открывает форточки, а кому-то холодно. Нужно тщательно сделать выверку и предложить технические мероприятия, которые позволили бы более избирательно регулировать объем потребляемого теплоносителя в отдельных зданиях.
Есть и другая проблема. Управляющие компании для того, чтобы сиюминутно решить какой-то вопрос, производят ряд технических мероприятий и впоследствии, когда температура воздуха меняется, обратные работы не производятся. Когда это фиксируется ресурсоснабжающими организациями, выдаются предписания. Дело в том, что отсутствуют законодательные рычаги для того, чтобы применять административные или иные меры в отношении управляющих компаний. То есть они по сути вмешиваются в этот технологический процесс, а предписания не исполняют, и ресурсоснабжающие организации не могут на это повлиять. Будем в этом разбираться.
Что же касается роста цен на коммунальные услуги и как этого избежать, то этот вопрос нужно исследовать и нам, и жилищному комитету.
- Теплоэнергетики утверждают, что им не хватает ни нынешних тарифов, ни других привлеченных средств на то, чтобы отремонтировать все проблемные участки. В результате – прорывы.
- На ближайшие три года разработана программа по ремонту проблемных зон. Понятно, что без дополнительного привлечения - будь то бюджетные средства или средства инвестора, сложно будет переломить ситуацию, так как общий объем недоремонтов достаточно велик. Одним из выходов из этого положения будет являться установление долгосрочных тарифов. Такой опыт есть в сфере электроэнергетики: пятилетняя программа заложена в тарифы, они, конечно, корректируются, но некий вектор задан.
В существующих условиях теплоснабжающие организации живут в рамках ежегодного тарифного регулирования и планируют свои ремонтные работы, исходя из предельного индекса, устанавливаемого федеральной службой по тарифам для Санкт-Петербурга. Во втором квартале этого года могут быть утверждены нормативные акты по долгосрочным тарифам на теплоэнергетику, которые позволят осуществить долгосрочное регулирование. Проблема заключается лишь в том, что государственные предприятия почему-то выпали из этой концепции: не предусматривается, что тот же ГУП может перейти на долгосрочные тарифы, так как критерием является наличие на собственном балансе имущества.
-Стоит ли ждать какой-либо реорганизации в теплоэнергетике?
- Сейчас нужно привлекать инвестиции в эту сферу. Иных поводов для реорганизаций я пока не вижу. Революции - только при условии их экономической целесообразности, в первую очередь, экономика.
- Вы специалист в сфере электроэнергетики, писали кандидатскую по безопасности электротехнических комплексов, изучали ли Вы ситуацию с изоляторами «Ленэнерго» и конфликтом энергетиков с дорожниками? В чем причина отключения электричества, на Ваш взгляд?
- Я видел заключение Ростехнадзора и научного института, лично участвовал в выезде на место. В 2009 году была похожая ситуация, в предновогодний период погас крупный район города по такой же причине. В этот раз был отключен ряд других районов, к которым были присоединены участки сети, пошло веерное отключение, но не столь массовое. Я видел, что изоляторы подвержены загрязнению, на них слой грязи. С момента строительства воздушных линий никто не мог предвидеть, что там будут построены развязки, да еще и на высоте тех самых линий электропередач. В то же время, когда они были построены, организационно-технические мероприятия не выполнялись. Принято решение на сложных участках применить более стойкие изоляторы с более широкими юбками, они позволяют при том же уровне загрязненности работать без перебоя. Воздушные линии - это объект, который порой портит пейзаж, но сегодня это значительно дешевле, чем прокладка кабельной линии.
- Однако существуют проекты по переводу воздушных линий в кабельные?
- Да, отдельные проекты рассматриваются при взаимодействии федеральной сетевой компании и «Ленэнерго». Я их буду сейчас поддерживать. Вероятно, это будут инвестиционные проекты. Ведь понятно, что, если спрятать линии в кабель, то это будет надежно, но экономики в этом нету. Один из наиболее близких к практической реализации проект по переводу высоковольтной линии на проспекте Маршала Блюхера. Там показательная воздушная линия вдоль большого поля идет.
- Ждут ли комитет какие-либо кадровые изменения?
- Оценка эффективности деятельности руководящего состава комитета еще не закончена. Если сроки выполнения тех задач, которые я ставлю, будут не исполняться, я буду принимать кадровые решения. Все руководители продолжают отчитываться. И я сейчас погружаюсь в вопросы, которые ведет комитет.
- Продолжается череда коррупционных скандалов. Вы вернулись в комитет в разгар одного из них — «трубного дела». Как собираетесь восстанавливать репутацию ведомства?
- Если репутация пострадала, то надо ее улучшать. Имя может быть завоевано только путем реализации живых проектов и дел, которые вы потом сможете положить в копилку комитета. У меня нет времени оглядываться назад, анализировать, кто, что сделал или не сделал до моего прихода. Я изучил проблемы, начинаю их толкать и двигать, несмотря на сроки их давности и уровень сложности.
Ксения Клочкова, "Фонтанка.ру"