На развитие транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года Смольный просит у федерального бюджета около 85 млрд рублей. Помимо 25 млрд на станции «Новокрестовская» и «Улица Савушкина» городское правительство предлагает Москве профинансировать и строительство моста через Серный, реконструкцию набережной Макарова, ремонт Тучкова моста и продолжение «красной» линии до Пулково. Со своей стороны горадминистрация готова вложить около 100 млрд.
Заявки на федеральное финансирование в Белый дом подали все регионы, в которых в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Не стал исключением и Петербург. При этом специфика нашего региона заключается в том, что два ключевых объекта любого крупного первенства по футболу – аэропорт и стадион – в настоящее время не имеют должной транспортной инфраструктуры.
С этими двумя объектами и связана заявка Смольного.
Начнем со стадиона в западной оконечности Крестовского острова, построить который обещают к 2016 году. Уже известно, что горадминистрация запросила около 25 млрд на возведение двух новых станций метро: «Новокрестовской» и «Улицы Савушкина», которые расположатся на «зеленой», Невско-Василеостровской, линии. «Новокрестовская» будет расположена на намыве рядом со стадионом, «Улица Савушкина» – в квартале Приморского района, находящемся южнее одноименной улицы.
Помимо метро в программу подготовки города к чемпионату мира попал мост через остров Серный, который должен связать Васильевский остров с Петроградским (в бюджете на эти цели предусмотрено 9 млрд). Кроме того, Смольный просит профинансировать реконструкцию набережной Макарова: ее планируется продлить до западной оконечности Васильевского острова и подключить к ЗСД. Съезд с моста через Серный также будет осуществляться на Макарова.
Включение этих объектов в заявку понятно: съезда с ЗСД на Крестовский остров не планируется, поэтому тем туристам, которые будут ехать на автобусах из Пулково по скоростной магистрали, нужно будет поворачивать на Макарова. А затем либо через Серный мост, либо через Тучков пробираться на Крестовский остров. Не случайно Смольный просит у Москвы денег и на капитальный ремонт Тучкова моста, который был запланирован уже давно. Тем более что арену находящегося рядом «Петровского» также планируется использовать — к примеру, для тренировок прописавшихся в городе на Неве участников мундиаля.
По информации «Фонтанки», по этим объектам город предлагает следующую схему финансирования: 50% – федеральный бюджет, 50% – местный. По такой же схеме предлагалось построить развязку на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе, которую ранее город собирался строить только за свои средства, потратив 11,5 млрд, но затем конкурс был отменен. В общей сложности вместе со станциями «Новокрестовская» и «Савушкина» Смольный просит на эти объекты около 43 млрд.
Еще 42 млрд городское правительство рассчитывает получить на строительство линии метро до Пулково. Напомним, что отраслевой схемой развития метро до 2025 года предусмотрено продление Кировско-Выборгской линии от «Проспекта Ветеранов» до аэропорта с промежуточной станцией «Ульянка». Чиновники предлагают не ждать этого момента, а построить ветку к 2018 году. По информации «Фонтанки», одновременно горадминистрация предлагает Минтрансу полностью отказаться от идеи строительства скоростной электрички «Аэроэкспресс» от Пулково до Балтийского вокзала, а предусмотренные на эти цели 16,5 млрд отдать на метро.
Логика Смольного совпадает с мнением некоторых экспертов о том, что своей задачи «Аэроэкспресс» не решит. Дело в том, что сейчас на станции метро «Балтийской вокзал» на спуск работают три эскалатора, которые и так загружены ввиду наличия рядом железнодорожного узла. Если же к этим пассажирам добавятся еще и туристы из Пулково, то на входе на станцию будет образовываться форменная давка. Не поможет и второй выход со станции, конкурс на проектирование которого комитет по развитию транспортной инфраструктуры должен объявить в этом году: его планируется сделать в районе торгового комплекса «Варшавский экспресс», до которого от Балтийского вокзала идти с добрых полкилометра.
К тому же, по информации «Фонтанки», в Смольном появился амбициозный проект по продлению в дальнейшем ветки от Пулково до пересечения Пулковского шоссе с Петербургским (дорога на Пушкин). Чиновники предлагают пустить отсюда три линии легкорельсового трамвая: в Пушкин, город-спутник Южный и до Купчино. Однако эта идея не связана с чемпионатом мира 2018 года, и если и будет реализована, то гораздо позже.
Таким образом, общая заявка Смольного – около 85 млрд рублей. Впрочем, сам город добавит к этому около 70 млрд на продолжение «желтой» линии от «Спасской» до «Морского фасада» с промежуточными станциями «Театральная», «Большой проспект», «Шкиперская», а также на окончание Фрунзенского радиуса («Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная»), строительство которого также попало в программу подготовки к чемпионату мира. Наконец, около 30 млрд уйдут на другие транспортные сооружения, вроде моста через Серный или набережной Макарова.
Отметим, что переговоры еще продолжаются. В частности, о выделении этих средств речь шла в пятницу, 15 марта, когда вице-премьер Аркадий Дворкович вместе с вице-губернатором Сергеем Вязаловым и главой КРТИ Дмитрием Бурениным посетил место, где будет намываться территория под «Новокрестовскую». При этом решение должно быть принято в ближайшие недели: скоро должна пройти корректировка бюджета на 2013-й и плановый период 2014 - 2015 годов, в которой нужно будет учесть федеральное финансирование. Или его отсутствие. Пока же из всех планов федеральное правительство удовлетворило только заявку на развязку Пулковское – Дунайский, согласившись дать 2 млрд рублей.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»