Губернатор Петербурга ограничил автомобильные аппетиты городских чиновников. Комитеты и подразделения Смольного больше не смогут закупать машины дороже 1,1 млн рублей. Власть имущим придется пересесть на Toyota Camry и Ford Mondeo. Эксперты «Фонтанки» увидели в инициативе революционный политический жест. Другие считают, что и этого мало: надо полностью отказаться от использования служебного автотранспорта в городе.
Губернатор Георгий Полтавченко подписал постановление «О мерах по эффективному использованию средств бюджета при приобретении и аренде легковых транспортных средств». Документ, завизированный 18 марта градоначальником, по-видимому, серьезно изменит затраты города на транспортное обслуживание чиновников.
Органы власти лишаются права размещать заказы на приобретение легковых автомобилей стоимостью свыше 1 миллиона 100 тысяч рублей. Будут строго регламентированы и суммы, выделяемые на аренду машин. Конкретный лимит пока неизвестен, однако озвучено, что чиновники смогут брать напрокат легковушки мощностью не более 199 лошадиных сил.
Ограничения в обязательном порядке коснутся комитетов, районных администраций, казенных и бюджетных учреждений. Для ГУПов и акционерных обществ со 100%-ным участием города постановление станет носить «рекомендательный характер», отмечает Смольный. «Если ГУП захочет приобрести более дорогую машину, то в администрации будет сформирована специальная комиссия, и заявка не будет утверждена прежде, чем пройдет согласование. Шансов получить такое согласование практически нет», – поясняют источники «Фонтанки» в городском правительстве.
При этом за 1 млн 100 тысяч рублей чиновники смогут получить вполне достойные автомобили, однако в комплектации без лишних «наворотов». Например, Toyota Camry в комплектации «Comfort» с двигателем в 2,5 литра стоит 1 млн 74 тысячи руб. В обозначенный Смольным ценник также вписываются Nissan Teana в комплектации «Elegance», Volvo S60 «Kinetic», Ford Mondeo «Titanium». Впрочем, опрошенные нашим изданием эксперты заявляют: главное в данном случае – даже не денежные вопросы, а политическая воля.
«Насколько я знаю, это первый в России запрет подобного рода. Постановление Полтавченко можно назвать полезным прецедентом: такой опыт стоит позаимствовать другим регионам и федеральным ведомствам», – отмечает член координационного совета межрегиональной организации автомобилистов «Свобода Выбора» Александр Холодов. Он напоминает: в Госдуме уже больше полугода пылится похожий документ, запрещающий органам власти покупать машины дороже 2 млн рублей. Инициатива до сих пор не принята и вряд ли имеет перспективу воплотиться в жизнь. Заметим, что к ее созданию приложили руку главный российский борец с коррупцией Алексей Навальный и оппозиционный справедливоросс Геннадий Гудков.
«При желании новые ограничения, конечно, можно обойти, – рассуждает Холодов. – К примеру, заказать авто за 1 млн и отдельно – техническое обслуживание для него за 5 млн. Но тогда будет откровенно видно, что чиновник плюет на волю губернатора. И это сможет повлечь за собой соответствующие дисциплинарные последствия, даже увольнение».
Другие эксперты, впрочем, отмечают, что инициативы Полтавченко недостаточно. Руководитель автоклуба A-24 Денис Шубин в разговоре с «Фонтанкой» призвал полностью отказаться от использования служебного транспорта для нужд Смольного. «Я бы вообще запретил служебные машины, ограничившись компенсацией транспортных расходов для органов власти. Только когда чиновник сам посидит за рулем, попытается объехать огромную пробку и не опоздать на совещание, а может быть, и поездит в метро, он сможет авторитетно рассуждать о транспортных проблемах мегаполиса», - полагает Шубин.
Заметим, что автомобильная инициатива губернатора – не единственный пример того, как Георгий Полтавченко пытается воспитать в городских чиновниках скромность и бескорыстие. Градоначальник еще перед Новым годом запретил входить в Смольный посетителям с подарками. Однако на автопристрастия его подчиненных эти идеи пока особенно не повлияли: петербургские ведомства и ГУПы исправно закупают дорогие машины – не хуже, чем во времена Валентины Матвиенко.
К примеру, 15 марта ГУП «Горэлектротранс» приобрел Volvo S80 с маршрутным компьютером и креплением для детских креслиц за 1,55 млн рублей. Такую же машину, но за 1,6 млн летом 2012 года приобрел комитет по земельным ресурсам. Подконтрольный комитету по культуре БКЗ «Октябрьский» в октябре 2012 года обзавелся Range Rover’ом с развлекательной системой для пассажиров за 5,5 млн рублей. ГУП «Петербургский метрополитен» заплатил 1,3 миллиона за Ford Mondeo в комплектации «Titanium».
Впрочем, главный за последнее время скандал в сфере автомобильных закупок Петербурга все-таки был связан не со Смольным, а с деятельностью регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Его глава Александр Беляев в минувшем декабре купил Audi A6 с полумиллионным дисконтом. Машину предоставила компания «Оргтехстрой» за 1,2 млн вместо 1,77 млн рублей. Причем ни руководство фирмы, связанной с банком «Санкт-Петербург», ни сотрудники УФАС не смогли прокомментировать, чем объясняется такая щедрая скидка. Незадолго до этого УФАС рассматривал жалобу банка «Санкт-Петербург» на действия ВЦКП «Жилищное хозяйство» и признал ее обоснованной, что с историей покупки, конечно же, не связано. Однако на этом примере видны возможные схемы для снижения цены на авто, которые могут использовать городские чиновники.
Поделиться