Пока руководство города и Минтранс ломают на федеральном уровне копья, что лучше пустить до Пулково – «аэроэкспресс» или метро, петербургские транспортники заняты решением более насущного вопроса: кто и как все же будет вывозить пассажиров нового терминала, который откроют в конце года. Как стало известно «Фонтанке», в комитете по транспорту появилась идея пустить от станции метро «Московская» выделенную автобусную линию. Чтобы на нее не заезжали автомобилисты, линию предлагается оборудовать камерами.
Вопрос транспортного обеспечения нового терминала петербургского аэропорта давно уже превратился в настоящую «мыльную оперу». Напомним, что его строительство уже подходит к заключительной стадии, а первые пассажиры по планам инвестора улетят в конце текущего года. При подписании договора с ООО «Воздушные ворота Северной столицы (принадлежат ВТБ и немецкой Fraport), которое и реализует проект, Смольный взял на себя обязательство по обеспечению терминала современной транспортной инфраструктурой.
Первоначально предполагалось, что это будет линия скоростного трамвая до Московского вокзала. Потом появился проект современной электрички «аэроэкспресс» до Балтийского вокзала. После прихода в Смольный Георгия Полтавченко проект трамвайной линии был заморожен, а переговоры с РЖД по «аэроэкспрессу» затянулись: монополия хотела, чтобы город взял на себя часть трат, но горадминистрация не соглашалась.
В настоящее время рассматриваются два основных варианта. Минтранс готов помочь построить «аэроэкспресс», а Смольный считает, что более эффективным будет протянуть туда линию метро от «Проспекта Ветеранов». Реализация обоих проектов приурочена к чемпионату мира по футболу 2018 года, хотя «аэроэкспресс» теоретически можно построить и раньше. Между тем к этому времени новый терминал в любом случае уже давно должен будет достичь максимальной пропускной способности в 17 млн человек, после чего инвестору нужно будет сдавать вторую очередь проекта.
В 2012 году услугами Пулково воспользовались 11 млн человек, в 2013-м, как ожидается, их будет 12 млн, а в 2014-м – 13,5 млн. Как говорят в комитете по транспорту, пока социальные автобусы, маршрутки и такси справляются с вывозом пассажиров. Однако, как опасаются эксперты, при ежегодном приросте потока на 1 млн человек может возникнуть ситуация, при которой туристы будут брать автобусы штурмом, а потом – часами сидеть в переполненном салоне в пробке на Пулковском шоссе
Как стало известно «Фонтанке», в комитете по транспорту родилась идея, как повысить транспортную доступность нового терминала до реализации проекта «аэроэкспресса» или строительства метро. В ведомстве предлагают оборудовать выделенную линию для движения автобусов – от станции метро «Московская» и далее по Пулковскому шоссе до аэропорта.
Конкретные меры по обособлению линии должен будет выбирать комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который уполномочен проводить подобные работы. Однако их коллеги из комитета по транспорту считают, что достаточно будет установить камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД, чтобы автомобилисты не пользовались ею для своих нужд. Хотя нужно отметить, что у города уже есть опыт использования более радикальных мер: в конце 2011 года часть правой полосы Большого проспекта Петроградской стороны была ограничена пластиковыми делиниаторами, чтобы троллейбусы могли беспрепятственно следовать по маршруту. Хотя можно ожидать - идея выделить целую полосу на Пулковском шоссе вызовет серьезные протесты у автомобилистов.
В настоящее время от «Московской» до «Пулково-1» ходят социальные автобусы № 39 и маршрутка К-39, до «Пулково-2» – № 13 и К-13. Кроме того, от «Садовой» до второго терминала курсируют К-3 и К-213. На социальных маршрутках, которые обслуживает ГУП «Пассажиравтотранс», используются односекционные автобусы (вместимость около 120 человек) и так называемые «гармошки» (вместимость – около 180). На коммерческих линиях, распределенных между частными компаниями «Такси-2» и «Пассажиртранс», можно встретить китайские Yutong’и (100 человек) и современные белорусские 206-е МАЗы (способны вместить около 80 пассажиров).
Отметим также, что «Пулково-2» будет функционировать как аэропорт только до лета 2014 года: к этому времени ООО «ВВСС» намерено закончить реконструкцию нынешнего здания «Пулково-1», после чего оно составит с новым терминалом единое целое. А необходимость в «Пулково-2» отпадет: здесь будет работать терминал бизнес-авиации, построенный недавно структурой «Авиа групп норд» известного бизнесмена Геннадия Тимченко. Однако вип-пассажирам автобусы не нужны, так что, скорее всего, большинство маршрутов перенаправят в «Пулково-1», а здесь будет ходить только 13-й, так как его конечная остановка – расположенный неподалеку Авиагородок.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»