Работы на 800 млн рублей по благоустройству западной части Крестовского острова следует выполнить, несмотря на то что это невозможно из-за задержки сдачи стадиона «Зенит». Такое неожиданное для Смольного решение принял Арбитражный суд по курьёзному судебному процессу. Фемида не стала расторгать соглашение, заключенное, когда все были уверены в скором окончании стройки.
Работы стоимостью 800 миллионов рублей по благоустройству западной части Крестовского острова следует выполнить, несмотря на то что исполнить их сейчас невозможно из-за задержки сдачи стадиона «Зенит». Такое неожиданное для Смольного решение принял Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по курьезному судебному процессу. Фемида не стала расторгать соглашение Дирекции транспортного строительства с компанией «Лендорстрой-2», заключенное тогда, когда все были уверены в скором окончании стройки стадиона.
Как стало известно «Фонтанке», арбитраж отказал ДТС в расторжении контракта с подрядчиком на 812 миллионов рублей. Суд счел, что вины компании «Лендорстрой-2» в переносе сроков выполнения работ нет. Договор между дирекцией и компанией признан действующим, и теперь стороны обязаны продолжать выполнять свои обязательства.
Однако надо сказать, что выполнить контракт ни заказчик, ни подрядчик не могут по объективным причинам. Договор между государственной и коммерческой структурами на благоустройство западной части Крестовского острова был заключен в 2010 году. Транспортный блок Смольного верил строительному, и изначально предполагалось, что работы будут завершены в середине 2011-го. Тогда же планировалось ввести в строй стадион на Крестовском острове. Если бы все шло по плану, то арена предстала перед футболистами и болельщиками во всем блеске и уже с благоустроенными прилегающими территориями в конце 2011-го.
Однако, как известно, Смольный принял решение о перепроектировании футбольного стадиона. Городу потребовалось увеличить вместимость площадки на 5 тысяч мест, до 68 тысяч. А также почти вдвое нарастить площадь подтрибунных помещений. Официально заявлялось: это новые требования ФИФА и УЕФА к аренам, которые претендуют на проведение полуфинальных матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. По ходу перепроектирования архитекторы изменили в том числе конструкцию раздвижной кровли. В итоге изменения в первоначальный проект стоили городу не только времени, но и денег. Теперь строительство стадиона обещают закончить лишь к концу 2015 года, окончательная смета же до сих пор не оглашена.
Тем не менее изменения в проект стадиона, по данным «Лендорстрой-2», не позволили ему продолжать работы по обустройству западной части Крестовского. Некоторые работы, указанные в контракте, не согласуются с новыми параметрами прилегающей территории арены.
Отметим, что в окончательном варианте «Зенит-арены» существенно была расширена в том числе и парковочная зона. Сейчас число мест для стоянки автомобилей составляет 6,5 тысячи. Соответственно, достаточно сильно сократилась площадь объектов благоустройства близ стройплощадки. От первоначального объема работ, который по контракту получил «Лендорстрой-2», осталось около 20%, и из положенных по договору 812 миллионов рублей структура в итоге получила только 220. Но освоить и эти средства не смогла — так как, к примеру, укладка асфальта фактически на территории стройплощадки стадиона для «Зенита» противоречит планам строителей по использованию площадей для подвозки стройматериалов.
Также свои обязательства по текущему контракту не может выполнить и Дирекция транспортного строительства. В связи с изменениями сроков ввода стадиона на Крестовском острове коррективы были внесены в том числе в бюджет, в соответствии с которым в ближайшие годы выделение расходов на благоустройство западной части Крестовского острова не планируется.
Более того, даже после окончания работ по возведению «Зенит-арены» активная стройка в этом районе не прекратится. Смольный планирует до 2018 года возвести на территории западной части острова искусственный намыв, на котором будет построена станция метро «Новокрестовская». Как известно, строительство намывной территории также требует привлечения тяжелой техники, которая может свести на нет усилия дорожников по восстановлению асфальта близ стройки.
Напомним, что желание расторгнуть контракт с «Лендорстроем-2» в ДТС также связывали с долгами компании по другим городским объектам. Так, по данным комитета по развитию транспортной инфраструктуры, компания не сдала городу объектов на сумму 11 миллиардов рублей.
А в начале февраля этого года в рамках проверки объектов, построенных «Лендорстроем-2» за бюджетные деньги, в ДТС прошла выемка документов. Как сообщала «Фонтанка», у сотрудников Управления экономической безопасности появились претензии к тому, как производились работы на трех объектах компании. Например, проверка, которая проводилась на продолжении Парашютной улицы от Долгоозерной до дороги в Каменку, показала недостаток песка, применяемого для замещения слабых грунтов. Реальная ширина участков, на которых вместо слабых грунтов якобы уложили песок, не соответствовала величинам, принятым Дирекцией транспортного строительства. Сумма необоснованно оплаченных работ по этому объекту, по мнению проверяющих, составила 111 миллионов рублей.