Дочерняя структура «ПО "Возрождение"» все-таки стала победителем в конкурсе на обслуживание КАДа. Как стало известно «Фонтанке», на этот раз конкурсная комиссия дирекции кольцевой не решилась отклонить заявку компании из-за орфографических ошибок, как в трех предыдущих случаях. Однако к заключению контракта это вряд ли приведет, так как за время тяжб и споров он устарел, а менять его не позволит ФАС.
Вечером 28 марта состоялось заседание конкурсной комиссии Дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) по выбору подрядчика на содержание дороги за 1,4 млрд. Ее члены должны были изучить заявки двух участников – «ЛенТрансСтроя» (является дочерней структурой известной дорожной компании «ПО "Возрождение"») и «РОСДорСтроя», который обслуживает КАД с момента запуска движения. Впрочем, все эти документы были прекрасно известны членам комиссии, так как они уже два раза не пускали «ЛенТрансСтрой» из-за опечатки в названии и один раз – из-за неправильного написания словосочетания «изопропиловый спирт».
Однако на этот раз сотрудники ДСТО не стали выполнять роль учителей русского языка, тем более что их грамматическая принципиальность уже несколько раз оспаривалась в ФАС, и признали соответствующими требованиям обе заявки. Об этом «Фонтанке» сообщил руководитель дирекции Вячеслав Петушенко. Таким образом, победителем конкурса стал «ЛенТранСтрой», так как он предложил наименьшую цену – 1,392 млрд против 1,399 у «РОСДорСтроя».
Однако это не означает, что точка в этом затяжном конфликте поставлена. Дело в том, что в проекте контракта, который размещен на сайте госзакупок, указана следующая дата выполнения работ: февраль 2013 года – июнь 2014-го. На этот срок рассчитана и сумма. Однако пока комиссия не пускала «ЛенТрансСтрой», а тот успешно оспаривал это решение в ФАС, данные условия устарели. При этом по закону менять контракт, который был опубликован в составе конкурсной документации, нельзя: именно его и должны подписать заказчик и подрядчик.
Как рассказал «Фонтанке» Вячеслав Петушенко, он пока не знает, как поступит дирекция теперь. По условиям тендера у ДСТО есть пять дней, чтобы направить «ЛенТрансСтрою» проект договора. Как говорит управляющий партнера юридической фирмы «Качкин и партнеры» Денис Качкин, в ситуации, когда условия контракта существенно изменились, Федеральная антимонопольная служба имеет право выдать предписание о полной отмене конкурса. Сама дирекция после определения победителя сделать это не может. Впрочем, теоретически ДСТО и дочерняя структура «Возрождения» могут заключить измененный контракт. Оспорить его у ФАС получится уже после подписания – в Арбитражном суде. А подобные процессы, как показывает практика, длятся годами.
В «ЛенТрансСтрое» сообщили, что пока не обладают информацией об итогах тендера. «Однако если эти данные подтвердятся, то мы рады, что здравый смысл и закон восторжествовали», – заметил гендиректор компании Кирилл Акимов. Что касается перспектив заключения контракта, то подрядчик будет ждать, какой именно договор пришлет заказчик.
Напомним, что конкурс на обслуживание КАДа был объявлен беспрецедентно давно – в начале сентября 2012 года. Беспрецедентным была и сумма, и срок контракта: ДСТО выставило на конкурс право убирать и чистить дорогу в течение 5,5 года – с 1 января 2013 года по 30 июня 2018-го, а сумма контракта составляла 5,7 млрд рублей. Заявки на получение столь выгодного контракта подали три компании, однако в октябре до торгов допустили только одну – «РОСДорСтрой». Вторым недопущенным участником был «ЛенТранСтрой». Конкурсная комиссия обнаружила опечатку в написании «изопропиловый спирт» (используется для мытья ограждения в зимний период), а также не нашла указания на предельную точку кипения этого химического элемента. Имя третьего претендента так и осталось нераскрытым: заявки подаются в зашифрованном варианте.
Однако дочерняя структура «Возрождения» не согласилась со столь мелкими придирками и подала жалобу в головной офис ФАС в Москве, где рассматриваются жалобы свыше 1 млрд. Антимонопольная служба признала придирки ДСТО незаконными и отменила итоги конкурса. Вскоре последовала вторая жалоба от «ЛенТрансСтроя», так как комиссия постоянно меняла условия тендера: так, 7 ноября дирекция указана на сайте госзакупок, что участникам не обязательно указывать в заявках сведения о товарном знаке материалов, а 15 ноября – вновь ввела этот пункт. А на следующий день – поменяла конкретные требования к этим материалам.
ФАС на этот раз признала жалобу необоснованной, но обратила внимание, что срок исполнения контракта в 5,5 года не соответствует Бюджетному кодексу: на конкурс можно было выставить право обслуживания КАДа только в пределах трехлетнего периода, на который в России принимается бюджет. В итоге дирекция снизила цену до 1,4 млрд: эти деньги ДСТО было готово заплатить за право работать с февраля 2013 года по 30 июня 2014-го.
В конце января прошел повторный конкурс, на который «ЛенТранСтрой» не пустили вновь. Причина опять была орфографическая: в представленных учредительных документах на одной из страниц в названии компании отсутствовала вторая буква «н». Победителем был объявлен второй участник – естественно, «РОСДорСтрой». Впрочем, дочерняя структура вновь подала жалобу в ФАС, которая вновь была удовлетворена. В конце февраля прошел третий конкурс, в точности повторивший предыдущий: в документах «ЛенТрансСтроя» находят опечатку в названии компании, контракт получает «РОСДорСтрой», следует жалоба антимонопольщикам, которые отменяют итоги тендера.
Любопытный штрих: решения ФАС Дирекция по строительству транспортного обхода оспаривает в Арбитражном суде Москвы, причем иногда аналогичный иск подает и «РОСДорСтрой». Их заявления объединяют, и в материалах дела они указываются вместе, через запятую, как будто бы речь идет о тесно связанных друг с другом организациях. Такое желание судиться с антимонопольной службой удивляет даже Фемиду. Так, в решении по жалобе на первое решение ФАС Арбитражный суд заметил что «заявители не указали, какие именно их права были нарушены оспариваемыми решением и предписанием и какие права заявителей подлежат восстановлению, поскольку оспариваемые решения не создают заявителям каких-либо препятствий при осуществлении ими экономической деятельности и не возлагают на них какие-либо незаконные обязанности».
Кроме того, в декабре руководитель ДСТО Петушенко написал письмо в Росавтодор, в ведении которого и находится дирекция. В нем он указал, что «"ЛенТрансСтрой", используя несовершенство законодательства, злонамеренно и целенаправленно срывает проведение торгов». Кроме того, он указал, что контракт с «РОСДорСтроем» истекает 31 декабря 2012 года, нового подрядчика нет, а убирать КАД нужно. А затем попросил разрешения заключить контракт с «РОСДорСтроем» без конкурса как с единственным поставщиком на срок с 1 января 2013 года по 31 мая 2013-го. Однако в итоге договор был пролонгирован с начала до конца февраля, а затем, после очередной отмены конкурса, – до конца марта. Очевидно, что если ФАС окончательно отменит итоги тендера из-за того, что условия контракта изменились, то «РОСДорСтрой» сохранит свое положение временного подрядчика.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»