После многочисленных скандалов с квартплатой в Петербурге последовали не менее громкие заявления правоохранительных органов о возбужденных уголовных делах. Виновными объявлены управляющие компании. «Фонтанка» узнала подробности этих дел и выяснила, что выявленные нарушения не имеют никакого отношения к прошедшей зиме. Причем, как и в случае с «трубным делом», про странную схему, вменяемую ныне в вину, прекрасно знали в Смольном.
Вскоре после того, как Владимир Путин, помахивая квитанцией, раскритиковал власти Петербурга за непомерно высокую квартплату, Смольный запустил работу так называемых «мобильных групп». В них вошли сотрудники жилищного комитета, районных администраций, а также прокуратуры. Как декларировали в горадминистрации, мобильные группы должны на месте проверять жалобы населения на большие суммы в квитанции, в частности – сверять реальные показания общедомовых счетчиков с тем, что вводилось в базу данных ГУП «ВЦКП» (печатает квитанции для 80% жилых зданий).
В ходе работы этих групп прокуратура выявила разного рода нарушения, которые дали повод для административных дел: где-то управляющая компания подала в ВЦКП неверные данные, где-то сначала не начисляла плату за отопление, а затем включила в квитанцию сумму сразу за несколько месяцев. Одновременно надзорное ведомство сообщило, что нашла основания для возбуждения уголовных дел в отношении пяти жилкомсервисов, на 100% принадлежащих государству: № 2 Московского района, № 4 Приморского, № 1 Василеостровского, № 1 Невского и ЖКС города Кронштадта.
Подробности этих дел практически не сообщались. Как выяснила «Фонтанка», претензии к четырем компаниям, за исключением ЖКС № 1 Невского, не имеют отношения к зиме 2012/13 года. Более того: речь идет о схеме, которая была санкционирована Смольным, о которой знали все чиновники, вплоть до профильного вице-губернатора по ЖКХ.
Пятилетку в четыре года!
Для того чтобы понять ее, нужно вернуться на несколько лет назад. В 2009 году был принят Федеральный закон «Об энергосбережении», согласно которому жители должны были оборудовать свои дома общими приборами учета до 1 января 2012 года. Принять соответствующее решение и утвердить смету собственники должны были на общем собрании большинством голосов. Им же нужно было оплачивать расходы. Однако известно, что, во-первых, организовать такое собрание весьма проблематично ввиду пассивности граждан, а во-вторых – мало кто даст согласие на то, чтобы выложить из своего кармана дополнительные средства. Отметим, что минимальная стоимость одного общедомового счетчика на тепло – около 350 тысяч рублей.
В связи с этим в Смольном родилась весьма интересная схема. Установкой счетчиков занялись управляющие компании, большинство из которых в Петербурге принадлежат Смольному. Естественно, что делать это нужно было за свой счет – город не имеет права субсидировать такую деятельность. Собеседники «Фонтанки» в жилищном комитете рассказывают, что фактически перед жилкомсервисами ставили план: к такому-то сроку поставить столько-то приборов учета. Где-то собрания проводились в заочной форме, а где-то не организовывали и таких. Например, как выявила прокуратура, согласия собственников не было получено с жителей 78 домов в Кронштадте.
Приборы учета, как правило, устанавливались в лизинг. Для компенсации жилкомсервисам использовался следующий механизм. Согласно предыдущим Правилам предоставления коммунальных услуг, действовавшим до 1 сентября 2012 года, в течение года жители должны платить за тепло по нормативу. В конце года управляющая компания вправе сделать корректировку в соответствии с показаниями счетчиков (так называемая «13-я квитанция»): как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Однако в Петербурге массово попытались сделать ее только один раз – в конце 2009 года. И эта попытка вызвала бурю возмущений граждан, так как помимо корректировки платы для домов со счетчиками был сделан перерасчет для зданий без приборов учета – весьма спорный с точки зрения точности полученных сумм.
Все остальные годы никакой корректировки не делалось, и все жители спокойно платили по нормативам. При этом нужно учесть, что договор с поставщиками заключает не каждый собственник квартиры, а представляющая его интересы управляющая компания. В итоге сложилась следующая ситуация: граждане платят по нормативу, а УК рассчитывается с энергетиками в соответствии с реальными показаниями общедомового счетчика, что вполне логично: прибор точно фиксирует, сколько тепловой энергии поступило в здание.
Никаких секретов
Образовавшаяся положительная разница – так называемая «экономия» – как раз и шла на оплату установленных счетчиков. Схема перевода денег была такой. Как известно, ГУП «ВЦКП» расщепляет платежи граждан: управляющая компания получает только деньги за содержание, а плата за воду, газ и тепло идет напрямую в ресурсоснабжающие организации. И именно ВЦКП с санкции жилищного комитета переводило ГУП «ТЭК» и «Теплосети» не все деньги, заплаченные собственниками, а только те, которые соответствуют показаниям счетчика. Остальные уходили в районные жилищные агентства, которые распределяли средства среди управляющих компаний.
Подчеркнем: данная схема никем не скрывалась. Еще в 2008 году тогдашний председатель жилищного комитета Юнис Лукманов утвердил порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, в пункте 3.2.6 которого черным по белому написано: «ГУП "ВЦКП" производит удержание средств, полученных от экономии в связи с установкой общедомовых узлов учета тепловой энергии на объектах жилищного фонда Санкт-Петербурга, на лицевом субсчете ГУ ЖА, ГУПРЭП "Строитель", ГУПРЭП "Парголово", ГУПРЭП "Прогресс" в соответствии с распоряжением жилищного комитета».
В самом ведомстве говорят: сотрудники жилкомитета контролировали, чтобы эта самая «экономия» шла только на оплату лизинговых платежей за установленные счетчики. Однако, по информации «Фонтанки», бывали случаи, когда приборы учета ставились по завышенным ценам, причем, возможно, речь шла о сговоре монтажных организаций и управляющих компаний. В частности, подобная ситуация была зафиксирована в Калининском районе. Что касается конкретных сумм, то, например, «ЖКС города Кронштадта» получил в 2011–2012 годах в качестве экономии 18 млн рублей.
В любом случае важно подчеркнуть: речь не идет о какой-то тайной схеме. Она была зафиксирована в нормативных документах, в переписке ГУП «ВЦКП» с жилищным комитетом. Однако прокуратура занялась ею только сейчас. Аналогичная ситуация, как уже рассказывала «Фонтанка», была и с «трубным делом». Тот факт, что в землю кладутся бывшие в употреблении газовые трубы, знало все руководство города, причем этого никто не скрывал – подобный механизм подавался как «экономия». Но на свет схема всплыла после того, как терпение горожан оказалось на последних пределах из-за многочисленных прорывов на теплотрассах.
Загадка Невского района
Официально схема с возвратом экономии за установленные счетчики канула в Лету с 1 сентября 2012 года, когда вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг. Теперь жители домов, оборудованных приборами учета, должны платить за фактическое потребление. Норматив используется только там, где приборов нет. Именно поэтому особняком выглядит уголовное дело, возбужденное в отношении «ЖКС № 1 Невского района».
Согласно официальной версии, озвученной ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, сотрудники этой управляющей компании сознательно выставляли своим жителям завышенные суммы за отопление, а потом, после перечисления средств на расчетный счет компании, выводили деньги через фирмы-однодневки. Всего таким образом было якобы похищено 6 млн рублей. Однако нужно напомнить, что ГУП «ВЦКП» расщепляет платежи граждан за тепло, направляя деньги напрямую поставщикам. Иначе говоря, даже если бы собственникам и выставлялись повышенные счета, то эти средства получили бы ГУП «ТЭК» и «Теплосеть». Если, конечно, в сговор с жилищниками Невского района не вступили сотрудники ВЦКП и этих энергетических компаний.
Впрочем, некоторые эксперты говорят, что теоретически данная схема возможна – в том случае, если по части домов начисления по-прежнему производились по нормативу, а экономия возвращалась ЖКС, причем с санкции из Смольного. Сам директор управляющей компании Анатолий Кириенко заверил «Фонтанку», что после 1 октября никакой экономии уже не получал. По паре домов были сделаны ошибочные начисления по нормативу, однако затем, по его словам, он сделал перерасчет в соответствии с показаниями счетчиков.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»