Основная задача для следователей, занимающихся делом о хищении 400 млн рублей при переезде Центрального военно-морского музея, - доказать, что арестованный ныне директор Андрей Лялин не мог в одиночку провернуть столь глобальную аферу. На фиктивном акте приема-передачи работ стоят еще три подписи, в том числе статс-секретаря министра обороны Николая Панкова. Последний сейчас занимает позицию как у его бывшего шефа Анатолия Сердюкова: «...из-за безграничного доверия подписывал документы не глядя».
Обыски и арест директора ЦВММ должны стать только началом в расследовании уголовного дела о мошенничестве на сумму более 400 миллионов. Если следствию удастся доказать свою версию, то по соседству с Андреем Лялиным сядут высокопоставленные чиновники Минобороны.
Как стало известно «Фонтанке», для этой цели контрразведчики идут на весьма необычные шаги, напоминающие методы Одиссея в борьбе с троянцами.
Так, в конце марта к руководству музея обратились представители УФСБ по Западному военному округу с просьбой предоставить площадку для проведения конференции. ЦВММ с легкостью пошел навстречу, подобного рода мероприятия — дело привычное для музея. Не было ничего необычного и в том, что директора учреждения попросили на правах хозяина выступить с приветственной речью.
В 10 утра 11 апреля Андрей Лялин с трибуны сообщил, что сердечно рад... колыбель Российского флота... морская столица России... «Фонтанке» неизвестно, встретили ли контрразведчики выступление директора овациями, но, как рассказывают присутствовавшие в зале, в ответ на спич Лялина поднялся следователь Главного военно-следственного управления и зачитал постановление на обыск. Сразу после этого все 18 «участников конференции» рассредоточились по кабинетам, а в открытые изнутри двери музея вошли бойцы спецназа. Все действо происходило в административном корпусе ЦВММ, поэтому рядовые сотрудники узнали о проводимых следственных действиях из выпусков новостей.
В ходе обысков были изъяты системные блоки и документация. Обыски прошли и по месту жительства Лялина. К вечеру 11 апреля он был задержан, а спустя сутки арестован Дзержинским районным судом. Как сообщается на сайте ГВСУ, директор Федерального государственного казенного учреждения культуры и искусства «Центральный военно-морской музей» Министерства обороны РФ подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
Как установлено в ходе предварительного следствия, в декабре 2010 года Министерство обороны заключило с ООО «НЕВИСС-Комплекс» госконтракт на выполнение комплекса мероприятий по перемещению фондов и экспозиций музея из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в Крюковские казармы на площади Труда. Тогда же военное ведомство в качестве аванса перечислило на расчетный счет ООО «НЕВИСС-Комплекс» более 295 миллионов рублей. В течение года на основании актов приема-передачи оборудования и оказанных услуг, подписанных Лялиным, государство перечислило коммерческой организации еще более 690 миллионов рублей.
Из официального сообщения ГВСУ следует, что значительная часть оплаты была произведена на основании фиктивных отчетных документов. Спустя год после исполнения госконтракта ООО «НЕВИСС-Комплекс» так и не выполнило в полном объеме проектные, монтажные и упаковочно-транспортные работы, а также недопоставило оборудование. Указанными действиями государству причинен ущерб на сумму более 400 миллионов рублей.
По данным «Фонтанки», по условиям госконтракта принимать работы должен был лично статс-секретарь Минобороны Николай Панков. Генерал армии в запасе, прослуживший в аппарате военного ведомства почти 12 лет и переживший двух министров (Сергея Иванова и Анатолия Сердюкова), сегодня рассказывает следователям, что доверял Андрею Лялину настолько, что практически не глядя подписывал присланные им бумаги. Примерно такой же версии придерживаются и еще два должностных лица подведомственного Панкову Управления Минобороны по работе с личным составом, чьи подписи также стоят на актах приемки.
В этой позиции, напоминающей линию защиты бывшего министра Сердюкова, отбивающегося от нападок следствия в рамках дела «Оборонсервиса», есть одно слабое звено. Даже если допустить, что Андрей Лялин, словно Евгения Васильева, сумел настолько очаровать Николая Панкова, что в декабре 2012 года он подписал документы о состоявшемся переезде музея «под ключ», генерала армии не мог не насторожить тот факт, что открытие экспозиций откладывается еще на полгода. На пресс-конференции 4 февраля 2013 года Лялин заявил, что основная масса экспонатов уже перевезена и сейчас остается только организовать экспозицию, «дать прописку каждой модели», а также выбрать «красивую дату» для открытия — например, 28 июля, когда Петербург будет праздновать День ВМФ. И это при том что директор музея, равно как и Николай Панков, в тот момент прекрасно знали, что все деньги «Невисс-Комплексу» уже перечислены и контракт считается исполненным.
К слову, в госконтракте прописано условие, что подрядчик выполняет и так называемые дизайнерско-изыскательские работы, то есть не просто должен перевезти экспонаты, но и придумать, где и как они будут размещаться в новом здании. По данным «Фонтанки», на момент возбуждения уголовного дела не было выполнено менее одного процента от общего объема работ, в подвалах Биржи оставались лишь второстепенные по значимости предметы. Однако не факт, что работы спешно доделывали представители подрядчика - в ходе прокурорской проверки выявлены также нарушения, касающиеся использования в качестве рабочей силы военнослужащих ЛенВМБ. Как известно нашему изданию, в феврале - марте 2013 года командование базы направляло матросов по приказу офицеров ЗВО, а те, в свою очередь, ссылались на личное указание Николая Панкова. В итоге дисциплинарные взыскания получили должностные лица ЛенВМБ.
На сегодняшний день все сотрудники «Невисс-Комплекс», которые выполняли работы по перевозке экспонатов, уволились. По данным «Фонтанки», причиной того стала невыплата зарплаты в течение трех месяцев. Генеральный директор компании Александр Швирикасов официально находится в отпуске. Впрочем, он успел сообщить «Новой газете», что компания обязательно выполнит все условия контракта и переезд Военно-морского музея в Крюковские казармы завершит. Правда, дату окончания переезда снова придется сдвинуть - на этот раз на неопределенный срок.
Этот комментарий Швирикасова журналистам опять же идет вразрез с теми объяснениями, которые гендиректор и собственник «Невисса» дает следователям. «Фонтанке» известно о его заявлении о невозможности выполнения взятых на себя обязательств. Такое признание связано с финансовым крахом компании, который в свою очередь вызван тем, что с «Невиссом» не рассчитались заказчики по другим крупным контрактам. Это обстоятельство, а также фактическое банкротство ООО может послужить поводом для возбуждения еще ряда громких уголовных дел. В настоящее время в арбитражных судах проходит около 70 процессов, где ООО «Невисс-Комплекс» выступает в качестве ответчика. Всего в арбитраже с 2010 года - полторы сотни исков, общая сумма которых достигает полумиллиарда рублей (такая же сумма, напомним, фигурирует в материалах уголовного дела по мошенничеству).
Деньги. Пожалуй, это один из ключевых моментов, который сейчас интересует следствие, — куда делись 400 миллионов? Александр Швирикасов утверждает, что они были потрачены на исполнение обязательств по другим контрактам «Невисса». Это предстоит проверить в ходе расследования. Также правоохранительные органы интересует происхождение личных активов Андрея Лялина. В частности, известно, что, вступив в должность директора музея в 2008 году, он уже в 2011-м купил две соседние квартиры на улице Егорова общей площадью более 120 кв. м. Кроме того, у следствия имеются данные о покупке Лялиным дома в Финляндии. В том же в 2011 году директор музея поменял свой десятилетний BMW 525i на BMW Х5 2007 года выпуска.
Юлия Никитина, Кира Обухова, Денис Коротков, «Фонтанка.ру»