За полмесяца до официального открытия новой сцены руководство Мариинского театра пригласило журналистов на акустический тест зала и ознакомительную экскурсию по зданию, которое стало притчей во языцех как у любителей музыкального театра, так и у градозащитников. Мнения горожан о том, что творение канадского архитектора Джека Даймонда безнадежно изуродовало старую Коломну, в последнее время не слышал только глухой. Устроители ознакомительного тура демократично говорили, что каждый имеет право на свое мнение, и оставляли за собой право не соглашаться с «огульной критикой».
В просторном многоуровневом фойе новой сцены гостей встречал по-хозяйски улыбающийся архитектор Джек Даймонд. Что ж, для хорошего настроения у него были причины: интерьер здания может дать экстерьеру сто очков вперед. Обилие света, панорамные виды исторического Петербурга, красота внутренней отделки и, главное, удобный и роскошный зрительный зал произвели на публику самое благоприятное впечатление.
Отвечая на вопрос корреспондента «Фонтанки», вписалось ли, по мнению автора, завершенное здание в исторический контекст района, господин Даймонд озвучил свой подход к вопросу. Мариинка-2 воплощена им как «город в городе»: зал является собором, и эта избыточно роскошная святая святых окружена по периметру скромными стенами и коридорами, повторяющими урбанистическую среду Петербурга. Критикам же канадский архитектор напомнил историю о том, как в свое время Исаакиевский собор называли слишком плоским и слишком скромным.
Зал на 2000 мест выглядел убедительно. Корреспондент «Фонтанки», человек весьма внушительной комплекции, примерил на себя кресла и ощутил приятную свободу. Кроме того, он не обнаружил в этом классическом подковообразном зале «слепых» мест. Ведущий специалист по акустике фирмы Muller-BBM Юрген Райнхольд тем временем давал советы, на какие места лучше приобретать билеты: «Чем выше вы садитесь, тем лучше вы слышите. Как ни странно, чем дешевле места, тем лучше на них слышно».
Также он привел примеры использования возможностей сцены при исполнении разных авторов. Например, на произведениях Вагнера можно убрать все перегородки, и ничто не помешает 120 оркестрантам продемонстрировать всю мощь его музыки. В то же время при исполнении Моцарта стены оркестровой ямы можно сдвинуть, звук станет камерным и легким.
Тут специалисту пришлось пока поверить на слово. В то время как в способностях сцены подниматься на разные уровни вместе с хором и солистами собравшиеся убедились воочию. Глубина сцены после поднятия всех занавесей стала отдельным трюком: 80 метров! Практически футбольное поле! Такого автору этих строк прежде видеть не приходилось: артисты на заднем плане казались вполовину меньше тех, что красовались на авансцене.
Михаил Огнев
Впрочем, тут стоит заметить, что эти восемь десятков образуются из трех сцен, которые могут (и в большинстве случаев будут) существовать вполне сепаратно: основная, арьер-сцена и репетиционная сцена. Между ними существуют звукопоглощающие перегородки, так что никто никому мешать не будет, и пока на одной сцене идет один спектакль, на другой может монтироваться второй, а на третьей репетироваться еще один.
Начальник отдела по связям с общественностью дирекции ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Наталья Бабаджанян уверила, что все работы исполнены с соблюдением всех необходимых требований, предъявляемых к зданию музыкального театра мирового уровня, и в этот момент раздались чарующие звуки музыки – начался акустический тест.
Он проходил в форме 30-минутной концертной программы. Основным смыслом теста было услышать и оценить качество звучания струнной группы инструментов (самой показательной, поскольку ударные и духовые могут сильно прозвучать и в зале со вполне средними возможностями акустики, в то время как струнные помогают выявить даже самый незначительный акустический брак) и голосов солистов и артистов хора.
Новая сцена испытание выдержала. Великолепно прозвучали такие мастера, как Геннадий Беззубенков (бас) в партии Ивана Хованского, Евгений Никитин (бас-баритон) в партии Шакловитого.
Маэстро Гергиев из оркестровой ямы жестом попросил Екатерину Семенчук, исполнявшую арию Ольги Лариной, отойти вглубь сцены, и – о чудо! – и без того прекрасное меццо стало звучать еще более бархатно и глубоко. Пробным камнем для струнных стал фрагмент из Пятой симфонии Малера, которая славится многочисленными полутонами и необходимостью тщательнейшей интерпретации партитуры. Хор, в свою очередь, исполнил отрывок из «Реквиема» Верди.
Маэстро Гергиев выглядел очень довольным:
- Мы провели первый серьезный акустический тест новой сцены. Я оцениваю акустику зала, как «живую». Главное требование, которое мы предъявляли к проектировщикам, - большая высота зала. Благодаря ей звук может свободно распространяться по всему огромному пространству. Могу сказать, что по своим возможностям этот зал не уступает лучшим сценам мира, он хорошо звучит на фоне аргентинского театра «Колон», чья акустика признана лучшей в мире. Уверен, наш зал будет одним из эталонных.
Но не только эталонные задачи призван решать Мариинский-2. Валерий Гергиев видит в открытии нового здания возможность для привлечения в мир большой музыки детей и юношества: «Вся Россия будет петь! Особенно детская Россия. Есть поддержка этого процесса президентом. Возрождать и создавать хоровое пение – одна из наших основных задач».
Отвечая на вопрос, что он думает про критиков новой сцены, маэстро ответил: «Я о них не думаю – я думаю о Стравинском, Мусоргском, Шостаковиче, о том, как ярко представить их творчество. Люди, по-настоящему чувствующие архитектуру, не всегда рвутся к камерам, не всегда рвутся собирать подписи о сносе здания. Россия получила один из лучших театров мира. Дело чести и дело принципа – наполнить этот театр настоящим содержанием».
Ожидается, что на новую сцену будут перенесены такие масштабные постановки, как «Война и мир», «Псковитянка», «Руслан и Людмила». Первых посетителей Мариинский-2 примет уже 1 мая – на предварительный показ открытия сцены приглашены пожилые жители города, ветераны и заслуженные работники самого театра.
А на 2 мая запланирован гала-концерт с участием Пласидо Доминго, Анны Нетребко, Ольги Бородиной, Ильдара Абдразакова, Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Юрия Башмета, Рене Папе и многих других мировых звезд классической музыки. Ну а с 3 мая зал заживет репертуарным буднями — и их близость к эталону мы будем оценивать отдельно. Теперь Мариинке этого не избежать.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»