ГИБДД взяло под контроль все известные в Петербурге места-ловушки. Этим занимается созданная в 2013 году новая собственная безопасность. За три месяца ее работы 7 человек лишились погон, 8 оформляются на выход, десятки офицеров получили неполное служебное соответствие. Руководителем отдела, по словам начальника ГУ МВД Умнова, назначен «доберман». 15 апреля группа выехала в очередной рейд, но коррупционеров предупредили. Сами полицейские уже прозвали отдел № 11 «барабанными палочками».
Узнав, что в Московском районе, на проспекте Космонавтов, возле дома 26, перед въездом в карман протяженностью несколько километров, установлен «кирпич», 15 апреля несколько сотрудников УГИБДД в штатском на машине без опознавательных полицейских знаков выдвинулись на точку. Информацию им передал петербуржец, окна которого выходят на это место. По его словам, достаточно часто инспекторы ДПС прячутся во дворах домов, а когда из микрорайона автомобилисты выезжают по карману на встречку, выскакивают с включенными мигалками и тормозят нарушителя. По мнению заявителя, как правило, вскоре водителя отпускают, а охотники продолжают нести службу.
Это и есть так называемые ловушки – места, где фактически нельзя не нарушить ПДД из-за некорректно установленных знаков или неправильно нанесенной разметки. Ловушка – это всегда встречка.
Таких мест в Санкт-Петербурге более сорока:
Однако на этот раз обошлось без жертв. Когда полицейские прибыли к дому 26, то увидели, что «кирпич» обернут полиэтиленом. Вскоре один из сотрудников ГИБДД Московского района доверительно сообщил коллегам: о намеченных мероприятиях знали заблаговременно – ловить на Космонавтов бесполезно.
Решение «11»
15 января 2013 года в УГИБДД ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти был создан отдел со скучным названием – «контрольно-профилактический», за номером 11. Это четыре кабинета на четвертом этаже главного здания УГИБДД на улице Профессора Попова. В 421-м кабинете расположился новый начальник – Александр Арутюнян. Решение о создании нового подразделения принималось начальником главка Сергеем Умновым и начальником полиции города Константином Власовым. Отчасти инициатором был и начальник дорожной инспекции Сергей Бугров.
Фактически же отдел наделен функциями Управления собственной безопасности. Причины понятны: за 2012 год только к уголовной ответственности было привлечено 25 сотрудников ГИБДД, а замеры общественного мнения по отношению к гаишникам не оставляют шансов для хорошего настроения у руководства полицейского главка. Насколько известно «Фонтанке», на первом же совещании руководителей ГИБДД подполковник Арутюнян пообещал трудные времена для тех, кто занимается поборами. Никто не засомневался, так как у него – репутация.
Портрет «11»
Фигура Арутюняна прекрасно известна в ГУ МВД. Ему 49 лет, службу начинал в ГАИ, потом ушел оперативником в уголовный розыск, всю жизнь проработал по линии угонов. Запомнился дерзкими поступками. Так, когда-то в 90-х, когда на пике славы парни из бригады «тамбовских» пообещали проломить голову одному офицеру милиции, он задержал «Мерседес» их авторитета – Александра Ефимова, разбил ему водительское стекло, нанес моральную травму. Когда в Петербурге шла серия нападений на дорогие иномарки (модных потерпевших называли «парашютистами»), он встречался с выходцами из Ингушетии – по-хорошему просил покинуть город, а когда не нашел понимания, через полгода отправил несколько групп под арест. Несмотря на лоббизм друзей задержанных, следил за развитием следствия, сопровождал дела в судах. Сроки за разбойные нападения налетчики получили запредельные – по 12 - 14 лет (с учетом, что в те времена за убийство давали 15).
До назначения в ГИБДД Арутюнян работал заместителем начальника «угонного» отдела Управления уголовного розыска. Нельзя сказать, что генерал Умнов его упрашивал перейти на Попова, но элемент ломки в предложении, несомненно, был.
– Ну, послали, так послали, – нервно шутил первое время сам Арутюнян.
По психофизике лучше всего ему походит термин "бретёр". С юмором тоже все в порядке.
Задачи ему были нарезаны короткие, но отчасти философские – привести службу ГИБДД в чувство.
Сам начальник ГУ МВД Сергей Умнов подтвердил в разговоре с репортером «Фонтанки» цели и задачи созданного отдела, а когда мы поинтересовались личностными характеристиками Арутюняна, Умнов начал перечислять типичные его признаки – опытный, уважают, а потом засмеялся и сказал: «Настоящий доберман». В новом отдел работают восемь человек – заместитель и семь полицейских. Фактически они занимаются оперативной работой. Некоторых новый начальник перетащил из уголовного розыска.
Методы «11»
Методы «новой метлы» совершенны своей простотой. Так, на одном из их кабинетов на четвертом этаже приклеен лист формата А4. На нем выведено: «Дверь под сигнализацией». За железной дверью аппаратура – это компьютер, на дисплее которого интерактивная карта города и области. По карте перемещаются сотни точек. Точки – это наряды ДПС. А так как каждая машина оснащена системой «Аркан», выдающей ее местоположение, то когда какой-либо наряд приближается хоть к одной из десятков ловушек (также нанесенных на карту), то срабатывает сигнал. Более того, постоянно сидеть напротив монитора не требуется – сигнал с информацией о месте с данными наряда поступает сотрудникам подразделения на некое подобие пейджеров, которые они носят постоянно.
Результат инновации оказался плачевным для 15 сотрудников ГИБДД. За прошедшие три месяца семь сотрудников уволено, а восемь собирают вещи и ждут приказа. Среди уволенных – один инспектор из Василеостровского района, один – из Московского, один – из Ломоносовского, два – из Приморского (оттуда же еще два человека будут уволены), один – из Соснового Бора, один – из Выборга.
Есть и «раненые» – около 50 сотрудников получили неполное служебное соответствие и строгие выговоры. Среди них и руководители районных служб.
Порой случаются и казусы. Так, при разборе действий наряда ДПС в Приморском районе, на Школьной улице, где также находится одна из ловушек, Арутюнян настолько эмоционально беседовал с офицерами в форме, что один из проезжающих автомобилистов позвонил в службу «02» и сообщил, что «неизвестный выхватил удостоверение у инспектора и угрожает ему расправой».
Популярности все это добавило, хуже с любовью. Многие из ГИБДД при встрече говорят им «спасибо», но как-то сквозь зубы. Последнее время работать отделу № 11 стало тяжелее. К ним пришла слава, им приклеили прозвище «один-в-один» или «барабанные палочки». Когда вечером группа выезжает на мероприятия, то по мобильной связи идет спам-предупреждение: «Всем постам, «один-в-один» покинули кабинеты и выдвинулись в такой-то район».
Помимо чистки рядов отдел имеет и ряд дополнительных функций. Так, в феврале-марте они начали штрафовать грузовики на дорогах Ленобласти, перевозящие десятки лишних тонн груза без лицензии. В главк пошли письма от предпринимателей, Арутюняна обвинили в том, что он переделывает рынок перевозок под свои интересы.
Сам Арутюнян не слишком охотно пошел на контакт с «Фонтанкой».
– Меня и так каждая собака знает, – пытался уйти со связи Александр Генрихович, названный Умновым "доберманом". - Теперь вы напишете…
Все же несколько фраз мы из него выдавили.
– И ребенку ясно, что такое поборы на дорогах. У меня нет задачи документировать получение взятки – это дело следователей. Мы набираем, если можно так сказать, достаточные данные, дающие нам моральное право ставить вопрос перед сотрудником ребром: либо увольняйся, либо мы тобой займемся по-другому, и ты сядешь. Как-то так. Остальное, извините, наши внутренние дела, – прокомментировал Арутюнян.
Со слов наших собеседников в районных отделах ГИБДД нам известно, что, когда отдельные руководители встают на защиту тех подчиненных, кто, например, застигнут возле ловушек, Арутюнян грозит «все бросить и заняться только их территорией». Эмоции стихают.
На одном из последних совещаний руководители ГУ МВД даже задумались над напором ими же созданной службы. Так, например, впервые за десять лет в Приморском районном отделении ГИБДД открылись вакансии на должности инспекторов ДПС, и очередь, как в предыдущие годы, не образовалась.
Это не значит, что наступление отдела «11» готовы остановить сверху, но уже назревает товарищеский совет Арутюняну: «Ты бы поаккуратней, а то работать будет некому».
Ровно через три месяца со дня приказа о создании контрольно-профилактического отдела № 11 можно констатировать: у многих инспекторов ДПС – паника, в верхних эшелонах Суворовского – элементы растерянности.