К утру 23 апреля хирурги Военно-медицинской академии спасли известного игрока с недвижимостью – владельца компании «Ренессанс» Алексея Харитоненко. Накануне днем он получил четыре огнестрельных ранения из пистолета Макарова. Покушение произошло на Большой Зелениной улице. Этой же ночью сотрудники Управления уголовного розыска убедили стрелка не утруждать их поиском.
Утром 23 апреля другой предприниматель пришел в полицейский главк на Суворовский проспект. Явка с повинной подтвердила версию детективов о сумбурных сделках, модном образе жизни и амбициях.
Около часа дня 22 апреля на Петроградской стороне возле дома 43 на Большой Зелениной прохожие наблюдали за гангстерской стилистикой беседы двух уверенных в себе петербургских бизнесменов. В начале мужчины прохаживались недалеко от своих припаркованных дорогих иномарок, затем тона голосов начали повышаться, наконец, фигуры остановились.
Когда же один из них дал подзатыльник собеседнику, у того в руке появился пистолет Макарова. Если бы мы смотрели на эту сцену в режиме перфорации, то могли вспомнить старую поговорку: «Бог сделал людей разными, а Кольт дал им равные права».
Деловая стрелка для 33-летнего Алексея Харитоненко закончилась четырьмя пулевыми ранениями в спину и ноги. Когда его доставили на кафедру военно-полевой хирургии ВМА, оперативники «убойных» отделов района и главка уже понимали, кто виновник.
К вечеру, когда Следственный комитет возбудил уголовное дело по покушению на убийство, полицейские начали переговоры с подозреваемым.
Для нескольких опытных сотрудников ГУ МВД фигура Харитоненко была понятна. Активный предприниматель является совладельцем десятка петербургских компаний, в том числе фирмы, специализирующейся на сделках с недвижимостью, – «Ренессанс». Чаще всего его можно было видеть в среде спекулянтов на торгах в Фонде имущества Петербурга.
Бизнес спекулянтов состоит, как известно, в том, чтобы до начала аукциона за серьезный актив предложить реальному покупателю «откинуть в их сторону оговоренный откат» за то, чтобы они не разгоняли цену или не срывали торги.
Как говорят, Харитоненко свойственна дерзость и риск. Отчасти его бизнес зависит от того, насколько удачно он убеждает покупателей Фонда имущества. Рассказывают, как он пытался нагнуть даже структуры могущественного Алексея Миллера.
Одновременно с этим за Харитоненко тянется шлейф нарушенных договоренностей, оцениваемых его знакомыми в 300 миллионов рублей. При такой жизни всегда нужно иметь серьезных неформальных покровителей. По слухам, до недавнего времени за ним была видна тень авторитета Леши Ростовского.
Внешне Харитоненко испытывал на себе завистливые взгляды. Перемещался по Петербургу он на «Хаммере», его супруга пять лет назад после рождения ему дочери получила в подарок «Бентли Континенталь» с номерами «001».
Порой случались у потерпевшего и осечки, так, в 2000 году в отношении него в Приморском районе было возбуждено уголовное дело, в связи с обнаружением поддельного удостоверения помощника прокурора. Но дело было прекращено.
Поэтому в первые часы после покушения в субкультуре аналогичных игроков возникло мнение – «что и требовалось доказать».
Однако жизнь проще. Оперативники выяснили, что его оппонентом на Большой Зелениной был его знакомый – 35-летний Петр Нестеркин. Последний также соучредитель более десяти петербургских компаний, большинство из которых связано со строительством и проектированием. Возникло предположение, что четыре выстрела – расчет за неуплаченные долги. Хотя время, место и неприкрытый способ настораживали.
Всю ночь связи Нестеркина вели разговоры с оперативниками и переговоры с самим вероятным стрелком. Его убеждали в отсутствии интриги. Под начало рабочего дня, около 9 часов утра, Нестеркин постучался в двери здания на Суворовском, 52. Ему не дали скучать в предбаннике КПП и быстро подняли на четвертый этаж в кабинеты «убойного» отдела.
Кроме раскаяния, он, конечно же, объяснил и мотивы. По его мнению, Харитоненко продал ему недурной цены «БМВ». Иномарка оказалась с трудной судьбой, а Нестеркин попросил аннулировать сделку. Получив неоднократный отказ, он назначил встречу.
Он не только не смог убедить Харитоненко, но еще нарвался на высокомерие, выраженное в подзатыльнике.
Далее он поступил как персона, неспособная нести репутационные убытки, – ствол, пальба.
Разумеется, у полицейских возник вопрос по поводу заблаговременного ношения при себе пистолета Макарова. Как ни смешно, но оперативники верят повинившемуся. Нестеркин – парень модный, частый посетитель ночных клубов, оружие подчеркивает крутость и влияет на расположение светских львиц среднего уровня.
В ближайшие часы Следственный комитет изберет Петру Нестеркину меру пресечения. Когда у полицейских появится настроение разбираться в тонкостях истории с «БМВ», непонятно.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"