В Санкт-Петербургском городском суде началось предварительное слушание процесса, обещающего стать одним из самых резонансных в Северной столице в 2013 году, – по обвинению Владимира Барсукова в организации покушения на фактического владельца «Петербургского нефтяного терминала» Сергея Васильева и его охранников. Подсудимых в суд не доставили, в связи с чем, как и ждали эксперты, сформировалась главная на данный момент интрига: он будет проходить в Петербурге или в Москве?
Владимир Барсуков не принял участие в начале предварительного слушания этого дела по банальной причине – он болеет и находится в одной из гражданских столичных клиник на плановой госпитализации. Остальные подсудимые – известный петербургский рейдер Вячеслав Дроков и уроженцы Рязани Александр Корпушов и Александр Меркулов – также содержатся в столичном следственном изоляторе «Матросская тишина», но они смогли принять участие в процессе с помощью конференц-связи.
По этому поводу председательствующий на процессе судья Игорь Маслобоев огласил справки о госпитализации Барсукова и о технических сложностях, из-за которых Федеральная служба исполнения наказаний не смогла доставить в Петербург остальных подсудимых. Защищающий Барсукова адвокат Сергей Афанасьев уверен: никакая госпитализация его клиенту именно сейчас объективно не требовалась, а происходящее – тактический маневр, направленный на недопущение проведения судебного процесса в Петербурге.
Отсутствие Барсукова не позволило полноценно начать процесс – сделать это хотя бы без виртуального присутствия подсудимого не позволяет процессуальный закон. Cудья Санкт-Петербургского городского суда Игорь Маслобоев так и заявил: он начинает предварительное слушание дела только в той части, которая не затрагивает интересов Владимира Барсукова. Так что судья собрал участников процесса не совсем зря – он продлил сроки содержания под стражей Александру Корпушову и Александру Меркулову, у которых они заканчиваются буквально на днях.
Предварительное же слушание этого уголовного дела перенесено в ожидании выздоровления главного подсудимого – господина Барсукова.
Перед судебным заседанием все участники процесса, включая представляющую гособвинение прокурора отдела гособвинителей прокуратуры Санкт-Петербурга Наталью Кириллову, обсуждали главную интригу начинающегося процесса - место его проведения. На сегодняшний день Владимир Барсуков (когда не болеет) и другие подсудимые содержатся в следственном изоляторе «Матросская тишина» в Москве. А для участия в процессе необходимо их личное присутствие.
Впрочем, Уголовно-процессуальный кодекс содержит и тут одну лазейку. В принципе, возможно проведение процесса с подсудимыми, находящимися не там, где происходит процесс, – путём использования конференц-связи. Но и тут остаётся один не до конца понятный вопрос. Любой судебный процесс должен начинаться с формальной процедуры установления личности подсудимых. И процессуальный закон требует, чтобы эта процедура происходила очно.
Большой вопрос: сможет ли судья Игорь Маслобоев найти процессуально допустимый способ проведения формальной процедуры установления личностей подсудимых, имея лишь их видеоизображение? Тем более что для Игоря Маслобоева важно всё сделать правильно – чтобы в будущем избежать отмены приговора, которым, каким бы он ни был, все будут недовольны. Поэтому есть вариант направить поручение, скажем, в Басманный суд Москвы (на территории обслуживания которого располагается «Матросская тишина), чтобы Басманный суд установил личности подсудимых, после чего, возможно, будет принято решение об их видеоучастии в судебном процессе.
Не исключён вариант и проведения предварительного слушания в режиме выездного заседания в Москве.
Но пока это не более чем предположения. Зато в кулуарах устойчивое мнение: дело будет слушаться в Петербурге с виртуальным участием подсудимых, обеспеченным конференц-связью.
Действительно, трудно предположить вариант, при котором петербургские присяжные (а дело будет слушаться коллегией присяжных) будут ездить на судебные заседания в Москву. Набор же коллегии присяжных для выездного заседания Санкт-Петербургского городского суда в Москве – то есть в другом субъекте Федерации – законом не предусмотрен.
Впрочем, судья Игорь Маслобоев выразил свою позицию по поводу места проведения процесса весьма чётко - в оглашённом им постановлении о переносе предварительного слушания написано: этапировать всех подсудимых в Петербург к 30 мая 2013 года.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»