Госкорпорация «Уралвагонзавод» намерена реализовать в Петербурге два проекта по строительству новых научных и промышленных предприятий, а также офисов на территории около 10 га, вложив 21 млрд рублей. В планах холдинга войти в пул стратегических инвесторов города. Об этом было заявлено сегодня членам Совета по инвестициям при губернаторе Петербурга.
Машиностроительная корпорация «Уралвагонзавод», на 100% принадлежащая государству, объявила о планах реорганизации собственных активов в Петербурге. Холдинг специализируется на разработке и производстве военной техники, железнодорожных вагонов и дорожно-строительных машин. В Северной столице расположены четыре входящих в корпорацию научно-производственных предприятия: Центральный научно-исследовательский институт материалов (ЦНИИМ), научно-производственная фирма по внедрению научных и инженерно-технических инноваций (ОАО «ВНИТИ»), НИИ транспортного машиностроения («ВНИИТрансмаш») и специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения («Спецмаш»). Головное предприятие холдинга находится в Нижнем Тагиле.
«Уралвагонзавод» уже сотрудничал с Петербургом, но не в таких значительных проектах. По оценке «Коммерсанта», общий объем инвестиций, которые готов вложить холдинг, сопоставим со всем объемом антикризисной господдержки корпорации за 2008-2009 годы. Тогда ею было получено непосредственно из федерального бюджета 10 млрд рублей в качестве взноса в уставный капитал, еще 4,4 млрд рублей от допэмиссии акций, выкупленных Росимуществом. В то же время для реструктуризации долгов предприятия (до 60 млрд руб.) государство выделило госгарантии на 10 млрд рублей. Вся комплексная программа модернизации УВЗ, на 60% также финансируемая из федерального бюджета, оценивалась Владимиром Путиным в 64 млрд рублей, пишет издание.
Об инвестиционных планах компании в Петербурге Совету при губернаторе рассказал генеральный директор СПб ГБУ «Агентство стратегических инвестиций» Виктор Афонин. Три из четырех петербургских научно-исследовательских предприятий, входящих в холдинг, - ОАО «ВНИИТрансмаш», ОАО «ВНИТИ» и ОАО «ЦНИИМ» - будут объединены под крышей нового научно-исследовательского комплекса на шоссе Революции, 58а, площадью 56 тыс. кв. м. Сейчас это одна из площадок ЦНИИМа. На площади 6,3 га находится автотранспортное предприятие. В его строительство компания готова вложить 13 млрд рублей с перспективой окупаемости в 7 лет.
Затраты на строительство и переезд компания намерена частично компенсировать за счет застройки освобождающихся 2 га на Парадной улице, 8. Сейчас там находятся лаборатории того же ЦНИИМа. На этой территории, напротив элитного «Парадного квартала», корпорация хочет строить жилье и офисы. Выявленные объекты культурного наследия - комплекс зданий Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства начала XX века — корпорация обещает сохранить. Инвестор уже приступил к проведению их историко-культурной экспертизы для того, чтобы оценить перспективы приспособления зданий. Ее результаты будут известны в середине лета. Финансировать застройку участка на Парадной планирует сам «Уралвагонмаш», вложив еще около 3 млрд рублей.
Второй крупный проект - строительства завода по производству литий-ионных аккумуляторов - компания намерена реализовать на еще одном освободившемся участке - на Заречной ул., 2, в Горелово. Сейчас там занимает 1,5 га производство ОАО «ВНИИТрансмаш». Возведение новых корпусов площадью 8 тысяч кв. м обойдется инвестору в 5 млрд рублей. А по соседству - на Заречной ул., 4, освободится участок ОАО «ВНИТИ». Планы его использования инвестор не озвучил.
Четвертого предприятия, входящего в «Уралвагонзавод», - ОАО «Спецмаш», что находится на проспекте Стачек, 47/2, планы реорганизации активов компании пока также не касаются. «Это более отдаленные планы», - пояснила администратор проекта «Уралвагонзавода» Александра Крузанова.
Корпорация рассчитывает завершить переезд и возвести новые производства к 2017 году, предпроектная проработка этих планов уже начата, рассказала представитель инвестора. Однако на пути его реализации могут встать существенные административные риски - компании необходимо внести поправки в Генплан города и областные документы территориального планирования, дабы изменить функциональное назначение территорий. «Мы рассчитываем только на оперативное решение административных вопросов», - рассказала администратор проекта Александра Курзанова.
«Уралвагонзавод» обратился к Совету с предложением принять его «дочку» - компанию «Северо-Западный научно-технический комплекс», созданную два года назад, - в пул стратегических инвесторов Петербурга и признать стратегическим сам проект.
Участники Совета встретили презентацию проекта с прохладой. Относительно возможности размещения аккумуляторного завода на участке в Горелово (находится на стыке двух регионов) и вовсе еще не принято решение в правительстве Ленобласти, заявил присутствовавший на заседании вице-губернатор 47-го региона Дмитрий Ялов. А возглавлявший заседание вице-губернатор Петербурга Игорь Дивинский и вовсе назвал представленный проект «предпроектными предложениями», не проработанными с профильными комитетами. Как выяснилось, до презентации на Совете проект не был разослан участникам для ознакомления.
В итоге, в отсутствие Георгия Полтавченко, задействованного сегодня на мероприятиях в связи с визитом Владимира Путина, решение о судьбе проектов корпорации не было оглашено журналистам. Более того, прошедшая презентация даже не была упомянута в разосланных пресс-службой губернатора после мероприятия релизах. Правда, СМИ цитировали слова главы комитета по инвестициям Ирины Бабюк о том, что у нее нет возражений для получения "дочкой" корпорации высокого статуса, да и представитель «Уралвагонзавода» Александра Курзанова будущее проекта оценила позитивно.
Для справки: Стратегическими инвесторами Петербурга является большинство владельцев автосборочных заводов, «Газпром», «Северсталь» и другие крупные российские и иностранные компании. В частности, такой статус имеет корпорация «Главстрой СПб». Однако это не помешало городу отказаться от продления контракта с компанией на реконструкцию Апраксина двора. Инвесторы, имеющие статус стратегических, получают налоговые преференции.