Участники экспедиции к затонувшей в годы Отечественной войны подлодке С-9 у острова Гогланд случайно создали еще одно, не менее значимое для истории, событие. В Финском заливе обнаружены останки линейного корабля "Лефорт" XIX века, гибель которого по числу человеческих жертв является самой крупной катастрофой в истории Российского императорского флота. До сегодняшнего дня точное место его затопления, равно как и причина трагедии, оставалось загадкой.
Как сообщили "Фонтанке" в пресс-службе Западного военного округа, 7 мая в Финском заливе между островами Гогланд и Тютерс водолазами поисковой экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" были обнаружены останки линейного корабля "Лефорт", затонувшего здесь в 1857 году. Это последний большой корабль императорского флота, чье место затопления оставалось неизвестным до сегодняшнего дня.
Сама экспедиция посвящена без вести пропавшей в 1943 году советской подводной лодке С-9 (IX-бис серии). 4 мая она была идентифицирована участниками 9-й международной подводной поисковой экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы". С-9 лежит на глубине 56 метров в районе острова Большой Тютерс. Причиной ее гибели, вероятнее всего, стал подрыв на немецком минном заграждении.
Именно в ходе этой экспедиции было сделано еще одно историческое открытие - обнаружены останки "Лефорта". Согласно справочным данным, парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи "Лефорт" был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и через 2 года спущен на воду. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны, но в боевых действиях не участвовал. 23 сентября (5 октября) 1857 года перевернулся по пути из Ревеля в Кронштадт, затонул между островами Гогланд и Большой Тютерс.
Гибель 84-пушечного линейного «Лефорта» по числу жертв является самой крупной катастрофой в истории Российского императорского флота. В общем списке крупнейших морских катастроф мира сегодня она занимает 20-е место.
Крушение "Лефорта" вот уже полтора столетия занимает умы сначала следователей, а впоследствии историков. Как отмечается на тематическом портале "Тайны затонувших кораблей", "мгновенная гибель такого количества людей потрясла Петербург и породила много мистических версий трагедии". Историк А. Соколов в 1874 году писал: "Гибель корабля "Лефорт" представляет собою одно из тех событий, которые, к счастью, случаются весьма редко и причины которых, несмотря на всю энергию следователей, остаются неразгаданными..."
"Командовал линейным кораблем капитан 1-го ранга Александр Михайлович Кишкин", - приводит данные в своем труде писатель-маринист Владимир Шигин. "В те времена перевозка на военных судах членов семей моряков была вполне обычным делом, - пишет он. - В данном случае корабль уходил на зимовку в другой порт, и любящие жены отправились туда за своими мужьями. В числе пассажиров, отправлявшихся на "Лефорте" в Кронштадт, была жена командира с двумя племянницами-подростками (...) жена унтер-цейхвахтера Никитина, жена состоящего по адмиралтейству прапорщика Иванова, жена подполковника корпуса морской артиллерии Дмитриева с сыном. На "Лефорте" находилось немало и матросских жен, часть из которых были с детьми".
Обстоятельства гибели корабля приводит портал "Тайны затонувших кораблей" со ссылкой на материалы следственного дела. Ранним утром 23 сентября «Лефорт» в составе эскадры из трех линейных следовал из Таллина в Кронштадт на зимовку. К рассвету, около 5 часов утра, корабли находились севернее острова Большой Тютерс и шли правым галсом, имея дистанцию друг от друга 0,5 - 2 мили, причем «Лефорт» шел вторым в ордере. Около 7 часов утра корабли начали поворот фордевинд на левый галс, и в момент поворота внезапным шквалом «Лефорт» накренило на левый борт. Некоторое время он находился в положении на борту, причем его правый борт был усеян людьми, а затем примерно в 7 часов 23 минуты корабль окончательно погрузился в воду. Два остальных корабля, «Владимир» и «Императрица Мария», помочь ничем не могли, так как сами почти 53 часа пытались выстоять в шторме.
Как пишут историки, причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нем парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. В различных статьях число погибших оценивалось в 825 и 842 человека, но материалы следственного дела показывают, что точное число погибших составило 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей.
Специалисты отмечают, что сегодня мы можем рассматривать лежащие на дне останки «Лефорта» как уникальный по любым мировым меркам комплекс материальной культуры России XIX в., представляющий особый интерес благодаря своей сохранности.
"В 1858 году, под впечатлением гибели корабля, известным художником-маринистом И.К. Айвазовским была написана аллегорическая картина «Память погибшего корабля «Лефорт», - указывает А. Г. Рейнфельдт. - В том же году картина была выставлена на Академической выставке в Санкт-Петербурге, приобретена Офицерским собранием и помещена в Кронштадтской морской библиотеке. Ныне она предположительно хранится в Центральном военно-морском музее".
Юлия Никитина, "Фонтанка.ру"