Ответственность за долги ЗАО «Гранат» возложили на его генерального директора и единственного учредителя – петербуржца Андрея Киршина. Решение о взыскании с него 635 млн рублей принял арбитражный суд.
Торговая компания «Гранат» в 2007 году взяла в банке «ВЕФК» кредит в 20 млн долларов. Но осенью 2008 года платежи прекратились. Почти одновременно в кризисном положении оказался и сам банк – спасать его от банкротства пришлось за счет средств государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). К ней перешли и права по взысканию не погашенных перед кредитной организацией долгов.
Недоимка ЗАО «Гранат» перед АСВ с учетом процентов и неустоек превысила 630 млн рублей, тогда как сама фирма оказалась «пустышкой» – балансовая стоимость ее активов была меньше 2 млн рублей. По заявлению АСВ арбитражный суд признал ее банкротом.
Для возмещения убытков конкурсный управляющий подал иск о взыскании невыплаченной кредитором суммы с владельца и руководителя компании – гражданина Андрея Киршина. Являясь так называемым контролирующим лицом, именно он при наступлении признаков неплатежеспособности компании обязан был сам подать заявление о банкротстве, но этого не сделал. Также в нарушение закона Андрей Киршин не передал конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию, печати и иные ценности. Кроме того, истец указал на убыточность четырех сделок, заключенных по вине генерального директора еще в 2005 - 2006 годах.
Судебное разбирательство в разных инстанциях длилось более года, но окончательное решение было принято в пользу конкурсного управляющего и АСВ. Арбитражный суд пришел к выводу, что Андрей Киршин еще при учреждении компании взял на себя полномочия генерального директора, а потому на него должна быть возложена субсидиарная ответственность по долгам ЗАО «Гранат». Решение вступило в законную силу.
Схожие решения против недобросовестных руководителей и владельцев других оказавшихся в состоянии банкротства петербургских компаний принимались и ранее, но решение в отношении Андрея Киршина может стать рекордным по размеру взысканной суммы (635 млн рублей). В то же время практика показывает, что, добившись положительного судебного вердикта, кредиторам очень редко удается его реализовать и получить возмещение за счет личных средств виновника. Например, сумма долга Виктора Рудницкого, уличенного в уводе активов и банкротстве страховой компании «Доверие», составила 27 млн рублей. Но сам экс-директор оказался «инвалидом по неизлечимому заболеванию» – в пользу пострадавших кредиторов с него ежемесячно удерживается половина пенсии.