Единоросс Константин Серов еще не перешел на должность главы Невского района, а его фракция уже сильно обеспокоена. И переживают депутаты не из-за того, как будет их коллега чувствовать себя на новом месте, а о том, кто займет его кресло. По закону мандат должен достаться Евгению Марченко, которого не все единороссы хотят видеть в Мариинском дворце. По информации «Фонтанки», они даже подумывают подготовить обращение в избирком об утрате Марченко связи с партией.
Впрочем, по мнению экспертов, правовых вариантов избежать его появления в Мариинском дворце нет, и Марченко депутатом будет, если, конечно, сам не откажется.
Как ранее писала «Фонтанка», депутат от фракции «Единая Россия» должен покинуть стены Мариинского дворца ради другой работы – в качестве главы Невского района, кресло которого освободилось еще накануне майских праздников. По неофициальной информации, сам Серов уже написал заявление о сложении с себя полномочий депутата и 15 мая на пленарном заседании объявит об этом публично. Официально пока в ЗакСе эту информацию не комментируют. Непосредственный руководитель Серова, глава фракции Сергей Анденко, не стал раскрывать карты: «Все узнаете в среду».
Освобождающееся кресло депутата уже стало поводом переживаний в кулуарах Мариинского. Дело в том, что после сложения полномочий парламентарием по петербургскому закону горизбирком должен в течение пяти дней принять решение о том, кто получит мандат Серова. Но избирком в этом выборе не свободен. Мандаты по закону «О выборах депутата Законодательного собрания» распределяются строго по очередности, то есть по количеству отданных голосов за партию по той или иной избирательной территории. Таким образом, в отличие от федеральных депутатов, которых могут пускать в ГосДуму исходя из желания партии, петербургские депутаты в ЗакС проходят строго по рейтингу.
Первым кандидатом в листе ожидания у «Единой России» находится Евгений Марченко. Сам Марченко в прошлый созыв ЗакСа попал по спискам «Справедливой России», однако почти сразу перешел на сторону партии власти. Свою лояльность он потом подтвердил, избираясь по спискам «Единой России» 4 декабря 2011 года. Впрочем, совместная работа с «ЕР» почти весь прошлый созыв депутату не помогла - получив на своей, шестой, территории 40,3% голосов, он не смог попасть в горпарламент.
У самого Марченко этот факт вызвал огорчение. В его поддержку организовывались митинги жителей депутатского округа под лозунгом: «У нас украли депутата», его сторонники обращались к президенту Дмитрию Медведеву. Сам Марченко твердил, что «вытянул» партию на округе из небытия – якобы процент поддержки там был равен 12, в то время как его личный рейтинг составлял на избирательной территории 60%. Все протесты были тщетны – ни губернатор Георгий Полтавченко, ни спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, ни на тот момент глава ГИК Александр Гнетов на претензии не отреагировали.
В самой партии неофициально не скрывают – видеть в своих рядах Марченко хотят не все. Причем в кулуарах ЗакСа поговаривают, что это желание настолько сильно, что якобы только из-за этого до сих пор не поднимался вопрос о лишении мандата депутата Александра Салаева. Как замечают единороссы, он, конечно, сильно дискредитирует партию своими прогулами, однако хотя бы не делает одиозных заявлений, подобных тем, что звучали из уст Марченко. Так, в марте 2010 года в запросе тогда губернатору Валентине Матвиенко он предложил запретить в городе проведение массовых мероприятий и флэшмобов, провоцирующих, по его мнению, педофилию и половую распущенность. Марченко боролся с антиклерикальными митингами, бомжами и днем святого Валентина, а также учил Аллу Пугачеву воспитывать дочь.
Кроме того, Марченко запомнился и другими всевозможными запросами и предложениями, вносимыми на рассмотрения ЗакСа. В частности, в 2008 году он попросил у президента Дмитрия Медведева в официальном обращении увеличить зарплату госслужащим «минимум в три раза» - в целях борьбы с коррупцией. Также он просил президента оказать помощь в ремонте Гроба Господня в Иерусалиме после драки служителей армянской и греческой православных церквей.
Принципиального мнения о том, кто мог бы стать альтернативой Марченко, в партии нет и не может быть. Однако следующая в рейтинге - кандидат по 12-й территории, первый замглавы Калининского района Елена Рахова, которая набрала на своей территории 38,7%. На выборы она попала путем праймериз, которые организовывала партия совместно с Общероссийским народным фронтом. Ее в кандидаты в депутаты выдвинула Межрегиональная общественная организация «Союз женщин Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Впрочем, как было сказано выше, в отличие от депутатов Госдумы, по которым партия может самостоятельно принимать решение о передаче мандата тому или иному претенденту (соответствующие нормы есть в законе о выборах депутатов Госдумы), в Петербурге такой возможности нет. Формально партия могла бы уговорить Марченко самолично отказаться от мандата, однако, как считают наблюдатели, ресурсов для этого у нее нет. А учитывая желание кандидата прийти в ЗакС, можно предположить, что просто просьбой боссов партии дело никак не ограничится. "Они могут попросить его не занимать кресло в обмен на должность или деньги», - предполагает депутат-яблочник Борис Вишневский. Но вот какую должность могут сейчас предоставить единороссы очереднику или сколько будет стоить мандат, никто сказать не может".
По информации «Фонтанки», депутаты от «Единой России» все-таки ищут способ не допустить Марченко до мандата. Как неофициально говорят в коридорах ЗакСа, политическое объединение может попросить горизбирком не отдавать кресло первому в списке кандидатов в связи с «утратой связи с партией». Представители партии власти поясняют: все-таки выборы в Петербурге, несмотря на наличие депутатских территорий, не персональные, а по партийным спискам. Следовательно, голосуют жители города не за отдельного человека, а за партию. А потому потеря контакта с партией является серьезным основанием для того, чтобы не позволить нерадивому кандидату попасть в ЗакС. И якобы у партии есть такое право по закону. Впрочем, сказать, какой именно закон содержит данную норму, ни один единоросс на вопрос "Фонтанки" не смог.
В частности, в законе о выборах депутатов ЗакСа, в статье 57 - «Замещение вакантных депутатских мандатов», - сказано только, что «в случае досрочного прекращения полномочий депутата избирательная комиссия передает его депутатский мандат кандидату из того же зарегистрированного списка кандидатов в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 56», то есть следуя строгой очередности. Не нашлось подобного пункта и в Уставе города.
Официально в «Единой России» никак не комментируют сложившуюся ситуацию. Глава фракции Сергей Анденко лишь подчеркнул «Фонтанке», что «пока никто никаких полномочий не сложил». Сам Евгений Марченко заметил, что принципиальных решений пока не принято.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"