В Союзном государстве России и Белоруссии таможенников на границе нет, а значит, нет и контрабанды. Но объемы табака, легально произведенного в соседней стране под контролем мировых брендов и нелегально реализуемого в России, исчисляются тоннами и миллиардами. Государство недополучает акцизы и налоги, потребители платят те же деньги, а прибыль «контрабандистов» составляет от 50 % - по Марксу, за такое капитал готов сломать голову. «Фонтанка» посмотрела, насколько проблема, уже серьезная на приграничных территориях, заметна в Петербурге. Оказалось, включиться в преступную цепочку элементарно.
После отмены 1 июня 2011 года таможенного контроля в Союзном государстве инспекторы с границы между Россией и Белоруссией ушли. Юридический нонсенс: продажа сигарет с акцизными марками одной страны Союза в другой расценивается как правонарушение или преступление, но их транспортировка из одной точки таможенного союза в другую не является нарушением закона, несмотря на значительную разницу в размере акцизов.
Результат был предсказуем: по оценке генерального директора ассоциации «Табакпром» Андрея Межонова, белорусские сигареты, розничная цена которых меньше российских аналогов на 30-50 %, заняли уже около 15% рынка в приграничных районах.
«Фонтанка» проверила, насколько остро стоит эта проблема в Петербурге. На поиск предложения в Интернете по запросу «белорусские сигареты» ушла минута. Партии сигарет производства дружественной республики с белорусскими акцизными марками любого объема и ассортимента предлагаются в открытую. Небольшую сложность составил только поиск продавца, согласного продать относительно небольшую партию. Через пять минут после запроса по электронной почте о возможности приобрести коробку сигарет популярной марки, пачка которых в Петербурге стоит около 50 рублей, пришел ответ — пожалуйста, можно сегодня. Цена вопроса — 16 500 рублей. То есть 33 рубля за пачку. Собеседник попросил уточнить, привозить «переделанные» сигареты, или «не переделанные». Разница в цвете отрывной полоски, которая на сигаретах, произведенных в России белая, а на белорусских пачках красная.
«Вы хотели ХХХ взять? Могу подвезти. Вам переделанный или не переделанный? Переделанный без красной полоски по 33 за пачку, не переделанный — по 34».
Потенциальная маржа в 50 % привлекла, корреспондент договорился о встрече. Так как на самом деле торговать сигаретами не собирался, заказал «не переделанные.»
Сервис на уровне, продавец согласился привезти товар прямо к редакции, на улицу Зодчего Росси, так что далеко ходить за коробкой, на которой написано «Только для продажи в Республике Беларусь», не пришлось.
«Контрабандист» оказался приятным мужчиной средних лет, предупредительно вернувшим ошибочно данную ему лишнюю тысячную купюру: «Так, вы больше даете. 16 500 стоит».
"Фонтанка.ру"
После того, как обмен «деньги-табак» произошел, продавец согласился ответить на несколько вопросов журналиста, который открыл ему истинную природу сделки. Несмотря на нестандартную ситуацию, чувство юмора и самообладание оказались на уровне.
Говорит, бизнес как бизнес. На указание о его очевидной противозаконности пожал плечами: «Ну, не наркотики же продаем. Сам не вожу, но знаю, на границе никакого контроля нет. Какая разница людям, чего курить, сигареты нормальные, все технологии соблюдены».
По его словам, приобретают в основном для перепродажи в небольших торговых точках, на окраине города или в области. Заказывают с переделанной отрывной полоской, чтобы не привлекать внимания, а на акцизную марку никто обычно не смотрит.
Конечно, оказалось, что это не основной его бизнес, а «так, для поддержания штанов» и «помощь товарищу». Корреспондент не стал напоминать о разговоре, который состоялся до признания в своей журналистской сущности, когда собеседник без проблем обещал организовать крупную партию любой продукции белорусских табачных фабрик со скидкой.
Масштаб
По оценке руководства Погарской табачной фабрики, только приграничная торговля безакцизными сигаретами, занявшая 15 % местного рынка, принесла ущерб российскому бюджету порядка 4 миллиардов рублей. В целом по России объем нелегальных продаж табака, по данным директора по коммуникациям JTI в России Анатолия Верещагина, пока не так значителен, но опасно растет.
«По итогам прошлого года нелегальный табачный рынок вырос в два раза. Пока речь идет о росте с одного процента до двух, но главное, что поток пошел. И когда этот товарный состав разгонится, его очень трудно будет остановить. У соседей по Таможенному союзу, с которыми у нас нет таможенных границ, цены в два-три раза ниже. Если основные направления налоговой политики не будут скорректированы, к 2016 году нелегальные продажи вырастут до 10 %, а темп прироста доходов криминальных групп от продажи табачной продукции сравняется с темпом роста доходов бюджета и составит около 60 миллиардов рублей».
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»