В Ленинском суде Кирова, где проходит процесс по обвинению Алексея Навального и Петра Офицерова в хищении древесины у предприятия "Кировлес", утром 22 мая допросили в качестве свидетеля губернатора области Никиту Белых, который в 2009 году наделил Навального полномочиями своего советника на общественных началах. Фактически губернатор опроверг показания свидетелей обвинения. «Дело надо закрывать», - комментирует блогосфера.
Никита Белых подтвердил то, что уже не раз звучало в судебном заседании: с подсудимым он знаком с 2005 года, в 2009-м назначил его своим советником на общественных началах, этот статус не давал никаких полномочий, кроме как давать советы губернатору. Навальный имел право присутствовать на совещаниях в правительстве и высказывать своё мнение. Он мог попросить документы у директоров предприятий, но те имели право ему отказать.
От других троих советников губернатора Навальный никак не отличался, разве что сам писал о своей деятельности. "Если бы вы меньше писали, сейчас всё было бы гораздо проще", - отвлёкся от допроса Никита Белых. Кроме того, Навальный проводил в Кирове больше времени, чем другие советники.
Областное предприятие "Кировлес" в 2009 году находилось в бедственном положении. Многие эксперты высказывали предложения о реформировании предприятия, в частности – о централизации сбыта, в том числе и Навальный, тем более что у правительства области появились подозрения, что лесхозы реализуют древесину за наличный расчёт.
Особые трудности были с реализацией низкосортных лесоматериалов, потому что в Кировской области нет целлюлозно-бумажных предприятий, которые её используют. Поэтому Белых лично ездил на предприятие "Соликамскбумпром", чтобы обсудить сбыт древесины. Вместе с ним ездил Навальный, Белых поручил ему контролировать исполнение договорённостей. Возможно, Навальный ездил ещё куда-то самостоятельно, но об этом губернатор уже не знает. Советнику было дано устное поручение помочь "Кировлесу" наладить сбыт.
Кто именно предложил сотрудничать с ВЛК, губернатор не знает. Ему лично никто не жаловался на то, что "Кировлес" принуждают торговать через конкретную компанию. Но после начала сотрудничества экс-директор «Кировлеса» Опалев критиковал работу ВЛК, и губернатора это до сих пор удивляет, потому что в компании работала приёмная дочь директора "Кировлеса" Марина Бура (она же возглавляла коммерческий отдел КОГУП).
Когда "Кировлес" подвергли аудиторской проверке, сотрудники предприятия почему-то предоставляли ревизорам именно документы по Вятской лесной компании, хотя она занимала незначительное место в общем объёме торговли. На совещании в правительстве выводы аудиторов были подвергнуты критике. После этого, в частности и по рекомендации Навального, было принято решение об отстранении от работы Опалева и о расторжении договоров с ВЛК.
После отстранения Опалева Белых временно восстановил его в должности, потому что тот был единственным, кто мог говорить на одном языке с директорами лесхозов. Но это своё решение теперь он называет ошибочным. Позже Опалев написал заявление об увольнении.
Фактически "Кировлес" исполнял и коммерческие функции, и государственные, это создавало предпосылки для появления коррупционной составляющей. По итогам 2009 года была проведена проверка на предприятии, к его дирекции возникли вопросы, и правительство области обратилось с заявлением в МВД с просьбой "дать оценку" обнаруженным фактам. В отношении Опалева было возбуждено уголовное дело.
Никита Белых опроверг показания Вячеслава Опалева (ключевого свидетеля обвинения) о том, что за сотрудничество с ВЛК правительство через Навального обещало списать долги предприятия за аренду участков леса, так как большая часть платежей шла в федеральный бюджет. Руководство КОГУП рассчитывало на субсидии от правительства, но выделить их тоже невозможно было по закону.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"