Горизбирком отклонил все жалобы оппозиционеров по ТИКам № 11 и 22, которые не включили представителей партии «Яблоко» в состав УИКов, несмотря на то, что парламентская партия имеет определенные законом квоты. На заседании было заявлено: никаких законов члены территориальных комиссий не нарушали, а потому и разговор вести не о чем. Кроме того, глава ГИК Алексей Пучнин выразил благодарность зампреду ТИК № 22 и понимание того, что "ему пришлось вынести за последние дни".
Заседание Городской избирательной комиссии вечером 23 мая началось энергично. За три минуты приняли решение передать вакантный мандат ЗакСа Евгению Марченко, в течение семи минут документ распечатали и вручили довольному депутату с наилучшими пожеланиями. Быстро поддержали решение сменить члена ТИК № 25 с правом решающего голоса. Глава ГИК Алексей Пучнин, показав двадцатисантиметровую прошитую стопку, заявил, что это анкеты желающих попасть в кадровый резерв УИКов, и предложил их всех зачесть без лишних обсуждений одним махом. Руки комиссии привычно взметнулись вверх.
Самое интересное, рассмотрение жалоб, было поставлено в конец повести заседания, но комиссия приблизилась к нему за какие-то 15 минут. Такого ажиотажа Горизбирком давно не видел – журналисты и свидетели еле вместились в небольшой кабинет. Впрочем, нигде не было видно тех, кто стал причиной ажиотажа. На заседание не пришел ни один жалобщик. Объясняя случившееся, член ГИК Дмитрий Карасев заявил, что всех проинформировали о рассмотрении обращений, но они не явились. Впрочем, потом у комиссии версия отсутствия тех, кто писал жалобы, изменилась. Якобы их и не обязаны были звать, потому что они не обладают какими-то привилегированными избирательными правами.
ТИК № 11 – состав УИКов не менять, наблюдателям отказать
Напомним, чуть более месяца назад в ТИКе № 11 Калининского района не включили в состав 21-го УИКа представителей оппозиционных партий. Дело в том, что там решили ограничить состав этих участковой избирательной комиссии законодательным минимумом - восемью членами.
Как пояснил председатель ТИК Вячеслав Золотарёв, решение сократить состав УИКов было связано с тем, что в каждом из этих участков живёт менее 2000 избирателей и что восьми членов комиссии вполне достаточно. Кроме того, говорил докладчик Дмитрий Карасев, об уменьшении составов просили муниципальные округа, которым со следующего года придется самим оплачивать работу УИКов. Мол, дорого содержать большие комиссии. Да и явка на муниципальных выборах маленькая.
По факту же создание "маленькой" комиссии позволило вытолкнуть представителей оппозиции. Закон обязывает назначать в участковые избиркомы "не более половины" кандидатов от Горизбиркома, и «не менее половины» - от парламентских партий. Таким образом, назначая четырех членов, ГИК оставлял места только для четырех партий, хотя в Петербурге парламентских партий – пять. В итоге «вылетали» из комиссий в основном представители «Яблока». На это партия и несколько наблюдателей пожаловались, попросив в своих заявлениях, отменить решение ТИКа.
У Горизбиркома был один ответ: ТИК делал все по закону. Комиссии были маленькими, и представителям оппозиционной партии просто не хватило места - так уж вышло. Поддержал это мнение и Пучнин, заметивший, что не только «Яблоко» не прошло в комиссии. «Какой закон мы нарушили?» - обратился Александр Тетердинко к члену ГИК от «Яблока» Ольге Покровской, отчего она растерялась. Однако подчеркнула, что ТИК мог бы запустить в УИКи и меньшее количество своих назначенцев, тогда бы всем партиям хватило мест. Эту реплику члены избирательной комиссии пропустили мимо ушей.
В итоге жалобы оставили без удовлетворения. Сама Ольга Покровская в комментариях «Фонтанке» пояснила, что «с формальной точки зрения» решение избирательной комиссии было верно. Фактически ТИК ничего не нарушал. Но с «неформальной» - вердикт абсолютно неверный, так как «невключение» в состав УИКа представителя политического объединения нарушает принципы Конституции, гарантирующие равенство всех политических партий. Кроме того, она обратила внимание, что если где-то не хватает места, то все время самым "бесполезным" членом партий оказывается яблочник. Так, в состав 21 маленьких комиссий не включили одного единоросса, четырех коммунистов, четырех эсеров и 9 яблочников.
А вот Алексей Березин, выдвинутый в ГИК от МО «Красненькая речка», и вовсе заявил, что не понимает, почему Горизбирком должен рассматривать жалобы «Наблюдателей», ведь они – простые граждане, а не уполномоченные представители партии. А раз так, их гражданские права, несмотря на то, что их не включили в состав УИКов, не нарушены, потому что они и «не обладают какими-то особыми избирательными правами». Поэтому их жалобы не стоит рассматривать и извещать их о заседании не надо было. «Прошу занести все это в окончательное решение по жалобе», - попросил Березин. Его активно поддержали многие другие члены.
ТИК № 22: поблагодарили за активную работу
Жалоба «Яблока» на ТИК № 22 в Выборгском районе были подана еще 26 апреля. Именно этот ТИК не включил в состав УИКов 66 представителей «Яблока». Причем партия узнала об этом постфактум – заседание комиссии провели в восемь утра 24 апреля, а никакой информации о формировании комиссий, по словам яблочников, так они и не получили. Официально партия в лице члена ТИК с правом решающего голоса Дианы Гусейн-Заде жаловалась на «неинформирование» о заседании и требовала выдать ей официальный протокол решения комиссии о персональном составе УИКов, который отказывались предоставлять в ТИКе на протяжении долгого времени.
И в этот раз избирательная комиссия посчитала, что жалоба необоснованная. Так, Карасев отметил, что члены ТИКа звонили Гусейн-Заде несколько раз накануне заседания, но у нее был отключен телефон. На это яблочники пояснили, что отговорка с выключенным телефоном уже давно стала любимой у данной территориальной комиссии.
Кроме того, Горизбирком утверждал, что ТИК вывесил всю информацию с заседания на стенде рядом с кабинетом комиссии. Но член «Яблока» Андрей Циркунов эту информацию полностью опровергает: «Мы дежурили там чуть ли не каждый день. Не было никакой информации. И ни до одного из членов комиссии мы так и не смогли дозвониться». В итоге первой, кто им ответил, стала член ТИК от «Справедливой России» Татьяна Лопатина, которая и рассказала яблочникам, что никого из них в состав УИКов не включили.
Кстати, сама Лопатина вместе с главой ТИК Виктором Морозовым присутствовали на заседании. Их вызвали обсудить вопросы, которые не совсем относятся к информированию яблочников. Они должны были засвидетельствовать, что кандидатов от «Яблока» не включили, потому что те не предоставили один обязательный документ - решение бюро партии о делегировании в состав УИКов своих представителей. То есть согласие от самих кандидатов на включение в состав УИКов, не обязательные по закону справки с работы и сведения об образовании были, а решения бюро не было. Сами яблочники утверждают, что привезли полный комплект необходимых документов. В территориальную комиссию его лично принес депутат Борис Вишнвский.
«9 апреля я приехал в ТИК, где передал документы, содержавшие предложения партии «Яблоко» по составу УИК, члену комиссии Татьяне Лопатиной, получив ее подпись на копии. Заверенная выписка из решения партии № 1333 с приложениями и опись документов граждан, направленных в участковые избирательные комиссии, были прошиты в единый блок из восьми листов, опечатаны и заверены подписью председателя партии Сергея Митрохина и партийной печатью. Другая часть представляла собой большого размера папку-скоросшиватель с вложенными в нее 66 комплектами документов граждан», - пояснил Вишневский в открытом письме Горизбиркому.
При этом, по его словам, при сдаче документов присутствовал председатель ТИК Андрей Глазырин, которому он оставил свой номер мобильного телефона и просил уведомить о дне и времени заседания ТИК, на котором будут назначать членов УИК.
Впрочем, у сотрудников ТИК своя версия происходящего, и не одна. Вчера на рабочей группе избиркома Лопатина заявила, что вообще ничего не принимала у Бориса Вишневского, поскольку была занята другими делами. А сам Вишневский, по ее словам, «побыл какое-то время в комиссии, а затем ушел, так как куда-то, как всегда, торопился». Каким образом, в таком случае, на сданных документах появилась ее подпись, Лопатина не знает и ничего помнит. Тем не менее рабочая группа ГИК почему-то не сомневалась в достоверности ее объяснений.
Сегодня же Лопатина рассказала, что документы она все-таки приняла. 8 апреля, а не 9-го, как утверждает депутат. Но так как была очень занята другими материалами, не обратила внимание, что в пакете нет решения бюро партии, поэтому их отсутствие обнаружилось намного позже. Примечательно, что вместе с ней на заседание пришел и зампредкомиссии Виктор Морозов, который якобы написал заявление на яблочников по факту избиения с их стороны. Алексей Пучнин так проникся к нему, что поблагодарил его на заседании за добросовестный труд и все то, что ему пришлось вынести за эти дни.
Примечательно, что на заседании не было представлено ни одного документа. Даже жалоб членам не раздали. Такая же ситуация сложилась и 22 мая на заседании рабочей группы, которая рассматривала ситуацию по ТИКу № 22. Яблочники просили предоставить им оригинальный пакет документов (опись, о которой говорил Вишневский), который они принесли в территориальную комиссию, но ТИК ограничился лишь его ксерокопией. В отличие от описи с решением бюро, которая есть у партии, там было не восемь страниц, а три. Оппозиционеры не исключают, что речь может идти о фальсификации документов – проверить подлинность подписи Митрохина на ксерокопии невозможно.
Само решение Городской избирательной комиссии было ожидаемым: в жалобе отказать. Дело в том, что 21 мая партия наконец смогла получить официальный протокол с собрания ТИК 24 апреля, а потому предмет жалобы исчез. Впрочем, Ольга Покровская заявила, что не исключает, что будет обжаловать решение. Кроме того, партия намерена теперь снова подать заявление в избирком. На этот раз уже с просьбой отменить решение о составе УИКов в Выборгском районе.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"