29 мая в России закончились, пожалуй, единственные демократические выборы с не предрешенным заранее итогом. Физик Владимир Фортов стал президентом РАН, обогнав выдвинутого от Петербурга нобелевского лауреата Жореса Алферова на 421 голос. Теперь Фортов откажется от планов на кругосветное путешествие и лично поговорит с Андреем Геймом, назвавшим Академию наук «домом престарелых».
Общее собрание Российской академии наук 29 мая выбирало своего нового главу больше семи часов. В 10 утра 1300 академиков и членов-корреспондентов РАН начали слушать предвыборные речи. «Нобелевский лауреат Жорес Алферов выступал очень убедительно. Академик, директор Объединенного института высоких температур Владимир Фортов немного волновался и не всегда удачно отвечал на вопросы», – так обрисовала происходившее «Фонтанке» член-корреспондент РАН, глава Социологического института РАН Ирина Елисеева.
После обеда выборщикам раздали бюллетени – чтобы получить их, ученым пришлось стоять в двух длинных очередях. Подсчет результатов окончился в 17.00. С 58% голосов победил Фортов. Жорес Алферов набрал 345 голосов, вице-президент РАН экономист Александр Некипелов – 143. Предыдущий глава РАН Юрий Осипов снял свою кандидатуру 14 мая.
Победа претендента, поддержанного президиумом Академии наук, была отнюдь не очевидной. Вплоть до последнего момента профессиональное сообщество полагало, что одним туром выборы не ограничатся. «50% плюс один голос при имеющемся раскладе набрать очень сложно, финал может быть перенесен на несколько месяцев», – предполагал глава Санкт-Петербургского союза ученых Андрей Тимковский.
Теперь Фортова предстоит утвердить в новой должности президенту России.
Фортов обещает
Предвыборная программа нового руководителя РАН была обнародована еще в середине апреля и оказалась самой объемной из представленных кандидатами. Ее, пожалуй, можно оценить как наиболее «сепаратистскую» по отношению к неакадемической науке.
Фортов настаивает не просто на увеличении финансирования РАН, но и хочет, чтобы оно было прописано отдельной строкой федерального бюджета. К сегодняшнему дню таких привилегий, напомним, добились только МГУ, СПбГУ и Курчатовский институт. В программе приведен и любопытный график, где показан скачок финансирования «Роснано» и «Сколково» на фоне еле колеблющейся линии доходов Академии наук. Никаких комментариев к нему не прилагается.
Организационную структуру академии Владимир Фортов также обещает изменить. Он ясно дал понять, что не собирается повторять подвиг Юрия Осипова, занимавшего кресло руководителя РАН 22 года, и говорит о необходимости ввести жесткую ротацию административных кадров — не более двух сроков по 5 лет для руководителей отделений и выше, вплоть до членов президиума, вице-президента и президента.
Кроме того, академик собирается отказаться от заключения бессрочных трудовых договоров с научными сотрудниками. Вместо этого им будет предлагаться контракт на пять лет, что «создаст конкурентную среду и увеличит мобильность, особенно среди молодежи».
Среди других планов – создавать академические вузы совместно с Минобрнауки и частными компаниями, бороться с бюрократией, сформировать ассоциацию русских ученых за рубежом и восстановить в России научное приборостроение. Довести зарплату ученых до уровня, в 1,5 - 2 раза превышающего средний по регионам, и строить для коллектива РАН больше ипотечного и ведомственного жилья.
Петербург и Москва
Петербургские ученые, поддерживавшие Жореса Алферова, победу московского физика ожидаемо восприняли настороженно. «Мне казалось, что программа Жореса Ивановича – более реалистичная, – поделился с «Фонтанкой» Тимоковский. – Его авторитет помог бы РАН эффективно взаимодействовать с властью. Видимо, в случае Фортова сыграл роль некий административный ресурс – ведь эта кандидатура была поддержана президиумом. К тому же он помоложе и сторонник реформ. Но выборы, в любом случае, были честными».
Такого же мнения придерживается и Ирина Елисеева: «Ни один кандидат во время кампании не делал неэтичных выпадов против других претендентов. У Фортова высокий индекс цитируемости и хороший организаторский талант, он строитель – в свое время он построил Российский фонд фундаментальных исследований. Единственное, что меня волнует, – это вопрос о том, насколько внимательно новый глава РАН, доктор физико-математических наук, будет относиться к общественным наукам. Все вопросы, надеюсь, со временем разрешатся».
Московское научное сообщество – тоже ожидаемо – Фортова приветствовало более оптимистично. Физик - академик РАН Алексей Хохлов отметил, что ждет от нового руководителя увеличения конкурсного финансирования науки, невзирая на былые заслуги: "Я надеюсь, что Владимир Евгеньевич эти перемены осуществит", — заявил ученый РИА Новости.
«Владимир Фортов сказал много слов о повышении прозрачности во всех академических процедурах – от проведения грантовых конкурсов до аттестации институтов. Будет хорошо, если эти слова удастся воплотить в жизнь, – подчеркнул в разговоре с «Фонтанкой» биоинформатик, профессор, доктор биологических наук Михаил Гельфанд, известный по многочисленным разоблачениям плагиата в российских диссертациях. – Я знаю немало программ, которые формально являются конкурсными, рецензируемыми, но по-настоящему их победители заранее определены». Некоторый оптимизм, по мнению Гельфанда, внушают и высказанные в программе Фортова предложения о демократизации РАН: «Они, конечно, были очень общими, но полезными, и их необходимо было произнести».
Бархатные реформы
По мнению опрошенных «Фонтанкой» ученых, Владимир Фортов будет придерживаться линии мягкого реформирования РАН. Именно это может спровоцировать продолжение конфликта с Министерством образования и науки. Его острая фаза, напомним, началась в марте 2013 года, когда Жорес Алферов и Владимир Фортов вышли из состава общественного совета при министерстве, обидевшись на высказывание Дмитрия Ливанова о «нежизнеспособности» РАН. Хвороста в огонь подбросил 28 мая нобелевский лауреат физик Андрей Гейм, сравнивший Академию наук с «домом престарелых».
«Правительство в лице Минобрнауки выступает за резкое реформирование РАН, а Фортов – за плавный вариант. На этой почве возможно недопонимание», – прогнозирует Андрей Тимковский. И добавляет, что судьба намеченной академиком программы почти полностью зависит от воли федеральных чиновников: «Знаете, взаимоотношения науки и власти в нашей стране напоминают сказку Евгения Шварца “Дракон”, где есть замечательная фраза: “А на это великий дракон изволили заметить....”»
«Я предвижу в будущем острые ситуации, потому что в министерстве планы по реорганизации финансирования науки никто не отменял, – считает Михаил Гельфанд. – У чиновников есть правильные идеи и понимание того, к чему нужно стремиться. Но им не хватает представления о том, как должен выглядеть переходный период. То же самое случится, если вы решите сделать ремонт и придумаете чудесную концепцию будущего дома, но не продумаете, куда деть жильцов на время ремонта».
Минус кругосветка
Сам Владимир Фортов в первых послевыборных интервью полемические по отношению к Дмитрию Ливанову нотки постарался убрать. Отвечая на вопрос журналистов, кого конкретно он имел в виду, говоря о негативном отношении к РАН со стороны представителей государства, академик сказал, что не «хотел бы называть фамилий» и будет стремиться к компромиссу. «Я Ливанова знаю давно, мы должны вести диалог, искать точки соприкосновения», – подчеркнул новый глава РАН.
Комментируя высказывание Андрея Гейма, Фортов заметил: «Надо узнать, что он имел в виду. Встретимся и поговорим. У меня ощущение, что у нас есть люди пожилого возраста, но они есть и в Америке. Это проблема комплексная». Ученый также сообщил, что теперь откажется от плана кругосветного путешествия, задуманного на случай, если проиграет выборы: «Ну какая теперь кругосветка? В отпуск. А потом предстоит очень много работы».
Заметим, что выборная кампания в РАН еще не окончена. 1 июня академикам предстоит переизбрать свой президиум. Одни полагают, что в результате этих процедур Жорес Алферов и Александр Некипелов оставят за собой имеющиеся вице-президентские позиции и составят вместе с Владимиром Фортовым мощный «триумфират». Другие не исключают: в желании поспорить с Минобразования новый глава РАН может сделать ставку на фигуры неоднозначные. К примеру, в профессиональном сообществе упорно циркулируют слухи, что свое вице-президентское кресло сохранит химик Сергей Алдошин, несколько лет назад публично восхвалявший Виктора Петрика (большая часть экспертов называют его лжеученым).
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»