Позиция Смольного в отношении аквабусов становится все более пессимистичной. Город готов отказаться от водного трамвая по итогам 2013 года, заявил председатель комитета по транспорту Станислав Попов. Если проект все-таки останется на плаву, с его помощью будут спасать от пробок жителей Васильевского острова, а цены на проезд снизят до 75 рублей. Перевозчики в обещания не верят, банкротятся и продают катера.
Навигация-2013, возможно, станет последней, когда петербуржцы смогут прокатиться на аквабусах. Показатели речного трамвая, запущенного подчиненными Валентины Матвиенко, не особенно устраивают госслужащих эпохи Георгия Полтавченко. Такие мысли не скрывал 4 июня председатель комитета по транспорту Станислав Попов, выступая на заседании комиссии по транспортному комплексу ЗакСа.
«В 2013 году мы аквабусы поддерживаем, но что касается 2014 года, то я не лукавлю: решение (о существовании водных перевозок. – Прим. ред.) будем принимать по итогам этого года», – заявил «Фонтанке» чиновник после встречи с депутатами.
К скоропостижной гибели водный трамвай, по мнению Попова, может привести хромающая экономика проекта. «Ты смотришь на результаты и понимаешь, что средства, затраченные на перевозку небольшого количества пассажиров, можно вложить в новый автобусный маршрут с пассажиропотоком в 10 раз больше, – посетовал глава комитета. – В экономической ситуации, в которой мы сегодня оказались, невольно задаешься вопросом: за что мы платим?». Впрочем, как подчеркнул Попов, окончательные планы Смольного пока неясны. И, учитывая важную для города имиджевую составляющую аквабусов, возможно, эту систему сохранят, но выстроят «как-то по-другому».
Слова Попова – констатация, в общем, уже свершившегося факта. Аквабус, любимое детище уехавшего в Москву экс-председателя комитета по транспортно-транзитной политике Николая Асаула, с 2010 года в Петербурге так и не прижился. Горожане массово пользоваться им не спешат. Финансировать же за бюджетный счет водные прогулки туристов не желает Смольный. В 2013 году сумма субсидий, выделяемых водным перевозчикам, упала до рекордно низкой цифры в 60 миллионов рублей. В 2012-м казна, напомним, потратила на аквабусы 142 миллиона, в 2011-м – 130,5 миллиона рублей.
Навигация без навигации
Впрочем, нужно признать: и поддерживать в этом сезоне Смольному особенно некого. Если раньше в Петербурге функционировали четыре аквабусных линии, которые обслуживали три подрядчика, то в этом году осталась лишь одна. 29 мая навигацию начало только ООО «МБС», курирующее Приморскую линию (метро «Старая деревня» – «Арсенальная набережная»).
ООО «Интер яхт сервис» сотрудничать с городом отказалось. «Вплоть до прошлого года мы обслуживали Центральную (Университетская набережная – Свердловская набережная) и Невскую (Свердловская набережная – Рыбацкий проспект) линии, – напоминает директор компании по развитию компании Денис Синочкин. – Однако в апреле, незадолго до старта навигации, стало известно, что Невскую линию комитет по транспорту реорганизует. Это решение было принято в одностороннем порядке. Работать же только в центре города нам было экономически невыгодно, поэтому пришлось разрывать контракт».
Сейчас предприятие пытается внедрить свои аквабусы в Новгородской области и Самаре. «Один из наших катеров уже проходит тестовую эксплуатацию в Старой Руссе, привлекать освободившийся флот собирается и администрация Новгорода», – говорит Синочкин. Невостребованные же машины распродаются... на сайте бесплатных объявлений Avito по 1,5 – 3 миллиона рублей за штуку. ООО «Интер яхт сервис», более того, подало в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти два иска против комитета по транспорту.
«В 2012 году ведомство резко изменило условия выплаты субсидий – кардинально в одностороннем порядке пересмотрело порядок финансирования. В результате мы получили от города на 27,6 млн рублей меньше, чем рассчитывали. Именно эту сумму компания пытается взыскать через суд», – комментирует юрист «Интер яхт сервис» Мария Новосельцева.
Судебное разбирательство со Смольным, возможно, начнет и третий аквабусный перевозчик – ООО «Русские круизы», чьи «метеоры» ходили от Арсенальной набережной до Кронштадта. Компания 16 мая подала иск о собственном банкротстве, однако он пока не принят к производству – рассмотрение дела отложено до 21 июня.
Взаимные упреки
В ответ на вопрос «кто виноват?» чиновники и бизнесмены ожидаемо обмениваются претензиями. Так, в «Интер яхт сервис» вспоминают недоплаченные, по их мнению, субсидии. Станислав Попов отвечает: «До прошлого года компенсирование затрат носило ненормированный характер. Перевозчики могли, к примеру, принести в комитет документы на ремонт четырех двигателей, а мы должны их были оплатить – не слишком понятно, почему».
Единственная компания, довольная итогами своей работы, – ООО «МБС» – тоже имеет претензии к Смольному. Ее не устраивает цена на проезд в водном трамвае, в прошлом году в обязательном порядке поднятая чиновниками до 100 рублей для взрослых пассажиров. «Возить людей за такие деньги невыгодно. Гораздо лучше снизить тариф, тем самым увеличив пассажирооборот. Благодаря этому город сможет сэкономить на субсидиях», – уверен генеральный директор «МБС» Мелик Саркисян. Власти, кстати, не исключают, что к этому пожеланию прислушаются: если аквабусы выживут, то в 2014 году перевозчики смогут по собственному желанию снизить цену билетов до 60 – 75 рублей, заявил в ЗакСе Станислав Попов. Вся финансовая нагрузка при этом ляжет на бизнесменов, а скидка будет действовать только при проезде по «Подорожнику».
Склепали на коленке
«Власти и коммерсантам пора прекратить пенять друг на друга и вместе заняться решением проблем, – считает председатель движения “Петербуржцы за общественный транспорт” Владимир Федоров. – Аквабусы – интересный проект, который необходим, но нуждается в модернизации. Его, к сожалению, как и многое у нас, склепали на коленке, быстро запустили. А когда что-то не получилось, сделали вывод: “Значит, это нам не подходит”».
Как считает Федоров, петербургским перевозчикам стоит озаботиться увеличением вместимости судов: сейчас по Неве гоняют аквабусы на 12 пассажиров, экономически же выгодным будет курсирование судов на 150 человек. Смольному Федоров, в свою очередь, советует задуматься о переформатировании сети маршрутов и их привязке к наземному транспорту. «Как обычно, у нас все хотели связать со всем, но вышло не очень, – резюмирует эксперт. – Например, Приморская линия начинается от метро “Старая деревня”. Но, если человек уже добрался до подземки, зачем ему аквабус?». Общественник надеется, что в будущем водный трамвай будет использоваться и в качестве переправы через Неву. «Были бы привлекательны перевозы, например, со станции метро “Елизаровская” на противоположный берег. Это легче, чем ехать вокруг через мосты и пробки», – подчеркивает Федоров.
Смольный не скрывает, что аквабусные маршруты, действительно, хочет изменить. Как подчеркнул в ЗакСе Станислав Попов, сейчас чиновники прорабатывают идею связать водным путем с материком Васильевский остров, задыхающийся от пробок. Правда, для реализации плана нужно, чтобы аквабус до 2014 года доплыл. А обещать этого никто не может.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»