Проект «Аэроэкспресса» от аэропорта Пулково до Балтийского вокзала получил официальную трассу. Она внесена в пакете поправок к Генеральному плану Петербурга, который подготовил Смольный. Как и предполагалось, скоростная электричка будет останавливаться у нового терминала аэропорта, пересекать Пулковское шоссе и уходить на Балтийский вокзал по существующей железнодорожной ветке.
Как стало известно «Фонтанке», проект изменений, предполагающих резервирование территорий под строительство линии аэроэкспресса в Генплане, совместно внесли петербургский комитет по инвестициям и ОАО «РЖД». Смольный и инвестор после координационного совета с участием главы Минтранса Максима Соколова пришли к окончательному соглашению по развитию проекта.
Планируется, что трасса будет построена без разворотного кольца. Забирать пассажиров скоростная электричка будет с платформы между действующим терминалом Пулково-1 и новым зданием аэровокзала. Далее трасса пройдет с юга от автомобильной дороги на аэропорт до развязки с Пулковским шоссе. Там планируется построить виадук, который будет огибать автомобильную дорогу также с южной стороны. Затем новая линия сомкнется с существующей Варшавской железнодорожной веткой. Далее аэроэкспресс пойдет по обычному маршруту поездов, прибывающих на Балтийский вокзал.
По предварительным данным, время в пути составит не более получаса. Компания «Аэроэкспресс» планирует, что электрички будут отправляться через каждые 15 — 30 минут, в зависимости от пассажиропотока.
Напомним,что до последнего времени правительство Петербурга ратовало за строительство ветки метро до Пулково. Губернатор Георгий Полтавченко считает, что в перспективе горожанам важнее развитие метрополитена, в том числе и в направлении на Пулково и далее на Пушкин.
Однако на координационном совещании о развитии петербургского транспортного узла, которое прошло в городе в конце апреля, бывший чиновник Смольного из команды Валентины Матвиенко, а ныне министр транспорта Соколов поддержал идею строительства именно аэроэкспресса как более дешевого и быстрого в исполнении вида транспорта.
На сегодняшний день инвестиции в возведение линии скоростной электрички оцениваются в 13 млрд рублей. Стоимость строительства метро до аэропорта — 34 млрд рублей.
А поскольку городские власти просили материальной помощи от федеральных на транспортное обеспечение нового терминала Пулково, то "Белый дом" выбрал меньшее из зол и предложил пока остановиться на аэроэкспрессе. Предполагается, что городской бюджет участвовать в проекте строительства скоростной электрички не будет. Средства на эти цели в бюджете города не заложены.
Финансовую нагрузку примут на себя акционер «Аэроэкспресса» ОАО «РЖД», федеральный бюджет и сама компания, управляющая скоростными электричками. В «Аэроэкспрессе» сообщают, что придерживаются планов по запуску линии от Пулково до Балтийского вокзала в 2014 году. В мае этого года для реализации проекта в Петербурге открылась дочерняя фирма - «Аэроэкспресс Пулково».
Городские власти, впрочем, не готовы полагаться лишь на инвестиционный планы «РЖД». Судя по поправкам, которые были внесены в Генплан, город также резервирует землю под возможное строительство там же легкорельсового трамвая.
Этой идее уже много лет. Планировалось, что легкорельс заработает в Петербурге в 2013 году и будет ходить от Московского вокзала до аэропорта. Однако потом трассу несколько раз переносили. Открытым оставался вопрос и об источниках финансирования.
В настоящий момент в Генплане появилась трасса с разворотным кольцом напротив действующего терминала Пулково-1 и трассой, фактически повторяющей движение аэроэкспресса. Ее также планируется выводить к Шоссейной станции Варшавской железнодорожной ветки.
Инвестиции в проект строительства легкорельса оцениваются Смольным в 16 млрд рублей. Однако, когда город приступит к реализации запланированного проекта, и приступит ли вообще, не сообщается.
В «Аэроэкспрессе», кстати, подчеркивают, что конкуренции с городским легкорельсовым трамваем не боятся. В компании сообщили, что эти проекты не противоречат друг другу и рассчитаны на разных пассажиров.
А директор центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов, изучив обе трассы, заявил, что обе они выглядят странными. «Линия аэроэкспресса просто упирается в площадь перед терминалами, а дальше две трассы (аэроэкспресс и легкорельс) идут по одной линии. Непонятно, как будет организовано движение? Как будут взаимодействовать эти трассы и будет ли от этого польза пассажирам?» - задается вопросами эксперт. И пока они остаются без ответа со стороны властей.
Напомним, что новый терминал аэропорта Пулково компания «Воздушные ворота Северной столицы» планирует открыть в декабре этого года. В перспективе обновленный аэропорт собирается принимать более 17 млн пассажиров в год. На сегодняшний момент аэропорт не имеет железнодорожной связи с городом.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»