Начальник отдела петербургского Университета МВД буквально понял наименование своей должности и 7 июня попал под уголовное дело о взятке. Дежурной смене спецфакультета пришлось испытать влияние СОБРа, а из-за сбоя в схеме оказались под угрозой госэкзамены целого курса. Юмор в том, что когда следователи увидели в графе протокола, как официально звучит должность преподавателя, — глазам не поверили.
Двое оперативников из ГУ МВД России по СЗФО появились в дверях дома 53 по 4 линии Васильевского острова, где расположен спецфакультет Университета МВД, в 2 часа пополудни 6 июня. Несмотря на то, что на этом факультете на коммерческой основе обучаются гражданские, пропускной режим обеспечивали полицейские, на которых не подействовало подполковничье удостоверение окружного главка.
- Вы к кому и зачем?
- Да мы из главного управления по федеральному округу, нам в канцелярию.
- Зачем?
- Запрос передать.
- Покажите запрос.
- В канцелярии покажем. И вообще, не хочешь пускать, зови главного.
Устав от пререканий, дежурный принял мудрое управленческое решение – коллег в охраняемое здание пустить, но выделить им сопровождающего.
Пройдя в канцелярию практически под конвоем, офицеры достали запрос-легенду, который у них с собой, конечно, был. Запрос приняли и начали регистрировать. Убедившись в мирной бюрократической цели визита, отряженный дежурным сопровождающий заскучал и ушел.
И пропустил самое интересное.
Присвоив лукавой бумаге надлежащий входящий номер, оперативники, вместо того, чтобы спуститься обратно на первый этаж, поднялись на пятый, к кабинету номер 59. Снующие по коридору слушатели и студенты не обратили внимания на двоих посетителей. Получив некий условный сигнал, посетители без стука вошли в кабинет, который занимал 62-летний начальник отдела Валентин Полуяхтов, подполковник милиции в отставке. Небольшая видеокамера была наготове.
- Вы уж извините, Валентин Дмитриевич, но у Вас непорядок.
Непорядок действительно был – купюры лежали на рабочем столе. В это время, получив телефонный звонок, на этаж уже поднимался следователь Василеостровского СО СКР с группой поддержки. Пройти через КПП помогли бойцы СОБРа, уронившие по дороге строгого дежурного. Беседа принимала процессуальный характер в ходе осмотра места происшествия. Валентин Дмитриевич нервничал и пока общаться не хотел. В ходе того же осмотра были обнаружены и другие денежные знаки, с приклеенными на них этикетками с фамилиями слушателей.
Проявили интерес к происходящему сотрудники университета: зашел поинтересоваться начальник спецфакультета, другие официальные лица. Пока следователь считал, в коридоре осторожно зондировали.
- Собственно, что там, за что?
- Да завтра в газете прочитаете.
- А он-то как, говорит что? Только о себе или… вообще?
Оперативники, как могли, успокоили профессорско-преподавательский и командно-начальствующий состав: «Крови не хотим. Все понимаем. Сами здесь учились».
Между тем в кабинете отставной подполковник вспомнил о чувстве юмора и пошел на разговор. Всё-таки начинал он в 1975 году в розыске Красногвардейского района. Хотя потом и подпортил себе карму службой в отделе воспитательной работы.
На бумагу рассказ лег в виде объяснения на стандартном бланке. При заполнении безобидной графы «место работы и должность» Валентин Полуяхтов их назвал. Решили, шутит, переспросили. Оказалось, все в соответствии со штатным расписанием. Дословно: начальник отдела по образовательной деятельности, приносящей доход.
Подготовку вверенного курса к государственным экзаменам преподаватель теории государства и права, а также гражданского права описал в нескольких предложениях: «Если студент не безнадежен и чего-то соображает, он за десятку получает вопросы, на которые должен ответить на экзамене. Если же он… ну, совсем... или по-русски не говорит – то это двадцать».
После того как необходимые бумаги были написаны, начальника отдела отпустили домой, сомнений в том, что он не скроется от правосудия, у следователя не возникает.
Каким образом теперь будут проходить государственные экзамены, пока непонятно. С одной стороны, слушатели договоренности выполнили. С другой — касса уехала в Следственный комитет и 7 июня приобщена к уголовному делу по части третьей статьи 290 УК РФ (получение взятки), а Валентин Полуяхтов вряд ли будет выступать в качестве экзаменатора.
Оценки коммерческого выпуска юристов под угрозой.
Денис Коротков,
Евгений Вышенков,
"Фонтанка.ру"