В реконструкции участка трассы E-18 между Коткой и Кюскенкюлой заинтересованы как обычные автомобилисты, в том числе и российские, так и представители бизнеса. По мнению руководителя проектов транспортного ведомства Финляндии Юкки Хиетаниеми, модернизация шоссе будет способствовать развитию коммерческих связей, логистических услуг и туризма между Россией и Финляндией.
E-18 идет по территории Финляндии от границы с Россией в Ваалимаа до Турку через Хамину, Котку, Ловиису, Порвоо и Хельсинки.
Одним из самых проблемных участков этой дороги является часть шоссе 7 (Котка-Хельсинки) между Коткой и Ловиисой: в этом месте трасса имеет только две полосы и проходит по жилым районам. Загруженность транспортом приводит к пробкам и авариям, а местные жители страдают от шума.
В связи с этим в рамках проекта, начатого в 2011 году, планируется построить 36 км новой автомагистрали и провести реконструкцию 17 км существующего шоссе в скоростную автомагистраль. Число полос будет увеличено до четырех. В результате этих мер пропускная способность участка увеличится в два раза с нынешних 8 тыс. автомобилей в день, рассказал Юкка Хиетаниеми.
Общая стоимость проекта, финансируемого финским государством, составляет 623 млн евро. К настоящему моменту выполнено более 55% работ. Частичная эксплуатация дороги начнется в 2013 году, полностью строительство завершится в конце 2015 года.
В ходе проекта будет построено шесть многоуровневых развязок, а в районе Марккинамяки в скале будет пробит туннель длиной 497 м. Также будет построено 19 км велосипедных дорожек и 68 мостов, в частности 4 путепровода для животных и 7 - для велосипедистов. А уши местных жителей спасут 53 км шумозащитных ограждений.
Строительство автомагистрали Коскенкюля-Котка ведется на основе государственно-частного партнерства. По такому же принципу, по словам Юкки Хиетаниеми, будет вестись и строительство трассы E-18 на участке от Хамины до Ваалимаа. Дорогу до российско-финской границы планируется начать строить в 2016 году, а открыть для движения в 2018. Стоимость проекта составляет 560 млн евро.
По словам руководителя проекта Кари Алавиллама, работы по строительству автомагистрали ведутся с 6 до 21 часа и частично по выходным. На стройке трудится много рабочих из стран Прибалтики и Польши. Туннель строится круглосуточно, работы ведутся в три смены. Несмотря на плотный график, строителям приходится подстраиваться под законы природы: так, например, сейчас идет период гнездования птиц, в связи с чем не могут выполняться взрывные работы.
Также при разработке проекта учитывалось историческое значение территории, по которой проложена дорога: тоннель и мост строятся у порогов Ахвенкоски реки Кюменйоки, а именно здесь проходила граница Швеции и России.
Котка, Турку и Хельсинки ведут сотрудничество, направленное на развитие предпринимательства вокруг трассы E-18. По данным финских СМИ, осенью этого года к ним присоединятся Санкт-Петербург и Стокгольм.
Одним из проектов, который заинтересован в близости автомагистрали и в частности именно в реконструкции участка Котка-Коскенкюля, является спортивно-развлекательный центр "Сириус". Как рассказала специалист по маркетингу компании Мари Скаво-Синисало, место под постройку было выбрано рядом с дорогой в расчете на проезжащих по ней туристов из России и жителей столичного региона Финляндии.
Строительство центра на деньги российского инвестора началось в 2012 году. Открыть центр для туристов планируется уже в июле 2013 года. Привлекать посетителей "Сириус" рассчитывает аэродинамической трубой и первым в Финляндии флоурайдером - искусственной волной для серфингистов. Причем в центре ждут как профессиональных спортсменов, так и туристов, для которых будет работать ресторан и магазин спортивных товаров.