Впервые в юридической практике Следственный комитет пытается привлечь человека к уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни. Так расценены действия обвиняемого в вымогательстве, выяснившего адрес жертвы. Известный петербургский адвокат Юрий Новолодский считает обвинение абсурдным, а инкриминируемую бизнесмену 137-ю статью Уголовного кодекса — созданной специально для журналистов.
Интрига – в 137-й
Юриста ООО «ЛТС» Ильяса Тимурзиева обвиняют в совершении преступлений, предусмотренных четырьмя статьями Уголовного кодекса. Это «покушение на мошенничество», «вымогательство», «фальсификация единого государственного реестра юридических лиц» и «нарушение неприкосновенности частной жизни». Соответствующее уголовное дело находилось в производстве следственного отдела по Василеостровскому району СК РФ по Санкт-Петербургу. Сейчас его расследование завершено, обвиняемый вот-вот закончит ознакомление с материалами дела, после чего оно направится в суд.
Интрига в последней статье обвинения – «нарушение неприкосновенности частной жизни». Ответственность за совершение такого преступления предусмотрена 137-й статьёй УК РФ, которая предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. На данный момент о юридической практике по этой статье ничего не известно.
Следствие полагает, что Ильяс Тимурзиев вымогал 6 000 000 рублей у генерального директора ООО «Альфа-Лидер» (занимается строительным бизнесом) Дениса Козореза. Вымогательство, по версии следствия, происходило в разных местах, в том числе около загородного дома потерпевшего. Для этого, как считает следствие, господин Тимурзиев должен был выяснить местонахождение этого дома – что и стало нарушением неприкосновенности частной жизни Козореза.
Разоткровенничался со следователем
По данным «Фонтанки», на нетрадиционное обвинение по 137-й статье УК РФ Ильяс Тимурзиев фактически напросился сам. Он не отрицал факт переговоров с Денисом Козорезом по поводу 6 000 000 рублей, которые «Альфа-Лидер» якобы задолжала компании «Оникс», чьи интересы представлял Тимурзиев. Он утверждал, будто не вымогал деньги, а попросту обсуждал с должником перспективы возврата долга. Свою позицию обвиняемый доказывал подробно и обстоятельно, что и привело к неожиданному результату.
Как рассказали нам источники в правоохранительных органах, Ильяс Тимурзиев рассказал следователю, что в какой-то момент он сделал вывод, будто Денис Козорез от него скрывается. Тогда он стал разыскивать его самого и его имущество. В результате он узнал не только про разнообразное имущество, но и про особенности личной жизни бизнесмена и то, как в соответствии с этими особенностями распределены права собственности на это имущество.
Можно предположить, что Ильяс Тимурзиев пытался таким образом сформировать у следователя негативное отношение к потерпевшему, но получилось наоборот: следователь решил, что эти действия обвиняемого попадают под юрисдикцию ещё одной статьи Уголовного кодекса – 137-й.
Специально для журналистов
Попытку следственного отдела по Василеостровскому району СК РФ по Санкт-Петербургу стать первопроходцами применения 137-й статьи Уголовного кодекса, видимо, ждёт нелёгкое испытание в суде. Об этом наглядно свидетельствует позиция президента Балтийской коллегии адвокатов Юрия Новолодского:
«Такое обвинение – результат полной деградации юридического мышления у следователя. Если человек решил совершить в отношении кого-нибудь преступление, то он прежде всего должен выяснить, где это лучше сделать. И данная процедура охватывается составом основного преступления – нельзя же, например, убить человека, предварительно не определив его местонахождение. Очень потешно применять эту демократическую статью, например, к попытке киллера узнать место жительства жертвы.
По такой логике всех журналистов надо сажать в тюрьму по 137-й статье – и скоро начнут сажать. Эта статья ведь специально для вас – журналистов – была принята. Просто законодатели, желая уесть средства массовой информации, давно уже потеряли чувство разумности. Если чиновник украл миллиард и купил на него остров своей любовнице или любовнику, а журналист узнал и написал об этом – он нарушил личную тайну этого чиновника. Сегодня право превратили в инструмент, и 137-я статья может стать наглядным тому подтверждением…»
В ближайшее время это дело будет направлено в Василеостровский районный суд, который в части обвинения Ильяса Тимурзиева по 137-й статье УК РФ создаст своеобразный юридический прецедент.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»