Городские власти поделились новыми планами на использование территории трамвайного парка им. Леонова на Среднем проспекте Васильевского острова, 77. Ее решено отдать ГУП «Горэлектротранс» под расширение музея и реанимацию прямой функции парка. Там же появится депо для электробусов — троллейбусов нового типа, способных проезжать без контактной сети десятки километров.
Для того чтобы убедить Георгия Полтавченко в необходимости создания современного трамвайно-троллейбусного парка на Среднем проспекте, ГУП «Горэлектротранс» разработало для градоначальника стратегически выверенную программу. Сначала губернатора прокатили на новых трамваях-челноках, курсирующих от Сенной площади до площади Репина. Затем дали поуправлять ретровагоном, построенным в 1929 году на заводе «Красный путиловец». Третьим пунктом развлекательной программы стала экскурсия по музею городского транспорта (говорят, его экспозиция пассажирского электротранспорта - самая крупная на территории бывшего СССР). Только после этого, настроив начальство на добродушный лад, глава «Горэлектротранса» Василий Остряков приступил к красочному докладу о будущем трампарка.
Немного истории между квасом и колбасой
Согласно планам города, действующий музей городского транспорта займет два исторических депо - №1 и №2, ближайшие к Среднему проспекту. Одно из них будет занято экспозицией с традиционными стендами и историческим общественным транспортом. Сейчас в экспозиции музея 21 трамвайный вагон и 6 троллейбусов. Еще около 40 единиц техники ожидает восстановления. Кроме того, коллекцию планируется пополнить ретроавтобусами. Музей намерен представить публике советские ЛиАЗ-158 1966 года и ЛАЗ-695 1957 года выпуска, а также немецкий автобус 1941 года. Его марка не сообщается.
Второе депо отдадут под проект «Свидание с Ленинградом». В рамках этой экспозиции будет воссоздан фрагмент ленинградской улицы 1970-х годов. «Стены корпуса превратятся в фасады домов, а пространство между ними станет «улицей» - проезжей частью и пешеходными тротуарами», - рассказал Георгию Полтавченко экскурсовод. В депо разместят исторические трамвай, автобус, троллейбус, городские автомобили и воссоздадут экстерьер с помощью исторических флагов и транспарантов, будки регулировщика, автомата с газировкой и желтой бочки с квасом.
- И квасом будут торговать? - заинтересовался губернатор.
- Конечно! - обрадовался экскурсовод. - И в будке регулировщика можно будет понажимать все кнопочки. Или поднимете трубку в телефонной будке, а там говорят люди так, как они могли бы говорить 40 лет назад.
- Будет сок продаваться, колбаса, - снова направил разговор в «пищевую» тематику Василий Остряков.
Колбаса Георгия Сергеевича тоже заинтересовала, и в целом он проект одобрил. Если городская администрация концепцию осуществит, экспозиция реконструированной улицы станет первым проектом такого рода в России. Пока что такие есть лишь в Португалии и Великобритании.
Остров «Горэлектротранса»
На остальной территории «Горэлектротранс» предложил создать совмещенный трамвайно-троллейбусный парк. Для этих целей ГУП рассчитывает реконструировать историческое депо №3, которое сейчас находится в аварийном состоянии. По оценке Василия Острякова, несмотря на не очень уж большую площадь, это обойдется городу в 300 млн рублей. Там разместится филиал третьего трамвайного парка, который находится на Петроградской стороне.
Кроме того, для современного электрического транспорта хотят использовать и территорию за историческими депо. Сейчас там находятся литейный цех, который в советское время изготовлял детали рельсового пути, и служебные постройки. На этой территории ГЭТ планирует построить новое депо и организовать две площадки — для трамвайного парка и для отстоя и обслуживания троллейбусов с увеличенным до 20-60 км автономным ходом - электробусов. Для сравнения, современные троллейбусы без подключения к контактной сети могут пройти лишь 300 м.
Новые троллейбусы с гибридным приводом или «на батарейках» нужны «Горэлектротрансу» для возможности расширения маршрутной сети без строительства новых контактных линий. Первые два электробуса для тестовой эксплуатации «Горэлектротранс» получит уже в этом году без проведения закупочных процедур. Такие машины в России производят два завода - новосибирский «Сибэлтранссервис» и «Тролза» из Энгельса. Стоимость каждого - около 9 млн рублей.
«Появление электробусов позволит нам полностью обслуживать Васильевский остров экологически чистым общественным транспортом», - объяснил суть концепции Василий Остряков. Эта идея даже получила в ГЭТе название «Зеленый остров». Однако планируется ли вытеснять с острова неэкологичных маршрутчиков, он не уточнил, заявив, что концепция пока рабочая, и даже на рассмотрение администрации еще представлена не была.
Эту часть концепции развития территории трампарка Георгий Полтавченко также поддержал, хотя и уточнил, что ее нужно доработать. Впрочем, мера по возобновлению работы Василеостровского трамвайного парка для правительства города — вынужденная. С закрытием на ремонт Тучкова моста в 2015 году трамвайное сообщение острова с другими районами города прервется. Троллейбусное — будет ограничено. Между тем, на Васильевском острове нет ни одного действующего трамвайного или троллейбусного парка. Сейчас трампарк №2 выполняет лишь резервную функцию — здесь паркуется маршрут трамвая №1, не выходящий за пределы острова.
Какой бюджет город будет готов направить на развитие парка, пока неизвестно. Концепцию должны будут окончательно утвердить до конца этого года. В 2014 году начнутся работы по проектированию реконструкции, рассказал журналистам Остряков.
Идите в суд!
Однако планы города может нарушить венгерская компания TriGranit, которая намеревалась реконструировать трамвайный парк под культурный центр «Дворец искусств». Инвестор заключил соответствующее соглашение с городом в 2011 году и был готов вложить в проект 9,5 млрд рублей. В центре должен был появиться концертный зал, выставочный комплекс, телевизионный комплекс и конференц-блок. Для этого компания намеревалась снести часть исторических депо, что вызвало протесты градозащитников. Однако со сменой губернатора проект инвестора был «похоронен». Тем не менее у компании ЦММП «ТелеГрад», имеющей с TriGranit общих акционеров, осталось право требования на 1,85 га, где компания намеревалась возвести гостиницы и офисный центр. Об этом еще в прошлом году заявлял представитель холдинга Семен Краснов.
В этом году Смольный должен либо предоставить компании право на проектирование и строительство, либо - возместить ей убытки, вложенные в разработку проекта, - это порядка 1 млн долларов. Однако, судя по всему, город не готов отдавать компании ни землю, ни деньги. «А все это решается очень просто — в судах», - ответил Георгий Полтавченко на вопрос журналистов о ситуации.
Подход ГУП «Горэлектротранс» к развлекательно-занимательной презентации новых концепций не случаен. Свои планы на эту территорию полгода назад заявляло другое петербургское ведомство. В конце прошлого года комитет по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга предлагал создать на этой территории интерактивный музей науки и техники и даже выделил 450 тысяч рублей на разработку концепции. Сегодня об этой идее даже не вспоминали.
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»