Очередной пример государственно-семейного сотрудничества стал известен «Фонтанке». До последнего времени одним из учредителей компании «МК-20СХ», которая специализируется на ремонте трамвайных путей, был племянник зампреда комитета по развитию транспортной инфраструктуры Антона Суханова, курирующего вопросы ремонта. Портфель госконтрактов «МК-20СХ» за 2012 - 2013 годы – около 1 млрд рублей.
Компания «МК-20СХ» появилась на рынке дорожных работ в 2011 году, придя на весьма узкую нишу ремонта трамвайных путей. Постепенно подрядчик наращивал портфель государственных контрактов. Согласно данным госзакупок, в 2012 году по контрактам с комитетом по развитию транспортной инфраструктуры ею было выполнено работ на общую сумму в 465 млн рублей. Общая стоимость работ, которые будут сделаны по договорам 2013 года, – уже 678 млн.
В частности, именно «МК-20СХ» занималась реконструкцией трамвайных путей на проспекте Культуры, Исполкомской улице и в Перекупном переулке, ремонтировала пути на Володарском мосту. Доверие к ней со стороны комитета было столь высоко, что именно «МК-20СХ» поручили в декабре 2012 года оборудовать стрелку на Сенной площади. Она была необходима для того, чтобы с 1 марта 2013 года пустить по Садовой улице челночные трамваи с кабинами с обеих сторон. Приехав со стороны площади Репина, такой трамвай через стрелку переезжает на соседние пути, чтобы следовать обратно.
Любопытный момент - конкурс на обустройство стрелки был объявлен уже после того, как «МК-20СХ» выполнил все работы. «Фонтанка» опубликовала фотографии, на которых рабочие в форме компании работают на Сенной, 4 декабря. А тендер на выполнение текущего ремонта трамвайных путей, в адресной программе которого был этот объект, разместили на сайте госзаказа только в конце декабря. Впоследствии он был отменен вместе с другими аукционами на текущий ремонт дорог, объявлен заново, и, наконец, в конце апреля «МК-20СХ» все же стал его победителем.
Другой участник торгов – «Дивный град» – практически не стал торговаться, а основной конкурент «МК-20СХ» на рынке ремонта трампутей, ЗАО «НиК», не был допущен из-за ошибок в заявке. Не был допущен и единственный конкурент «МК-20СХ» в тендере на ремонт трамвайной эстакады у Володарского моста за 117 млн – компания «МТЭРа», петербургская структура известных предпринимателей братьев Ротенбергов. Впоследствии «МТЭРа» жаловалась в УФАС, итоги конкурса были отменены, но при повторном рассмотрении заявок победителем все равно стал «МК-20СХ».
С 2010 года вопросы текущего и капитального ремонта в комитете по развитию транспортной инфраструктуры курирует Антон Суханов (до 2011 года ведомство носило название «комитет по благоустройству и дорожному хозяйству», после чего вопросы благоустройства были переданы отдельной структуре). «Фонтанка» заинтересовалась резким взлетом «МК-20СХ» в последние годы и обнаружила любопытное совпадение.
Компания была создана в 2010 году. Согласно данным аналитической системы СПАРК, по состоянию на начало 2011 года доли в ООО «МК-20СХ» были распределены следующим образом: Алексей Астахов – 12%, Александр Серпенев – 37%, его сын Сергей – 12%, Андрей Халюзев – 12%. Еще 12% принадлежали ООО «Управляющая компания "Лентранс"», которой владели все те же учредители «МК-20СХ».
В середине 2011 года доли были перераспределены, и 25% компании получил молодой предприниматель Вячеслав Шилин, которому на тот момент было 19 лет. По информации «Фонтанки», Вячеслав Шилин является племянником зампреда КРТИ Антона Суханова, курирующего, как мы уже сказали, вопросы ремонта. Вскоре после появления нового собственника дела у компании пошли в гору. В конце 2011 года она выиграла право предоставлять Дирекции транспортного строительства автотранспортные услуги: за полмиллиона рублей компания в течение года возила руководство ведомства на легковом автомобиле. Напомним, что, как выяснила «Фонтанка», подобные услуги дирекции оказывают и другие известные дорожные подрядчики.
В 2012 году «МК-20СХ» выполнила работ на 465 млн рублей. В 2013 году портфель заказов компании составил уже 678 млн рублей. Правда, большинство этих конкурсов проводил не сам комитет, а дирекция. Но один тендер – на реконструкцию эстакады у Володарского моста – объявил именно КРТИ, и Антон Суханов был членом конкурсной комиссии. Таким образом, он оценивал заявку, которая поступила от компании, одним из собственников которой был его племянник. Правда, справедливости ради нужно отметить, что, по данным аналитической системы СПАРК, в конце апреля 2013 года Вячеслав Шилин вышел из числа учредителей «МК-20СХ».
Отметим еще одну важную деталь. В конце декабря КРТИ возглавил Дмитрий Буренин. В течение нескольких месяцев он поменял всех зампредов, которые работали при Борисе Мурашове, кроме Антона Суханова. По информации «Фонтанки», вышестоящее руководство настоятельно попросило Буренина сохранить Антона Суханова в его должности.
Сам Антон Суханов в беседе с корреспондентом «Фонтанки» сообщил, что со своим племянником не общается. Кроме того, по его словам, он не знал о том, что Вячеслав Шилин был одним из учредителей «МК-20СХ». Компанию же он охарактеризовал как «достойную, постоянно применяющую инновационные технологии». Наше издание также связалось и с другими собственниками «МК-20СХ». Сергей Серпенев отказался от комментариев, а Алексей Астахов заявил, что он о родственных связях Шилина и Суханова ничего не знал.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»