Лето нарушило дисциплину даже в таких скоординированных рядах, как петербургские представители на съезде ОНФ. Из 91 делегата, тщательно отобранных для учреждения регионального отделения, появились только 78. Впрочем, вольных мыслей ни в одном уме не нашлось — все было четко и по сценарию. Только бывший вице-губернатор Виктор Лобко, который вошел в состав регионального штаба, выступил с места. Для наблюдателей так и осталось загадкой — было ли это запланировано или он просто решил о себе напомнить.
Всех приходящих сегодня в Инжэкон, который принял конференцию «Народный фронт — за Россию!» (ОНФ), сразу ждала цветная дифференциация по шнуркам — приглашенные и делегаты получали оранжевые и направлялись на второй этаж. Независимая пресса получала фиолетовые и отправлялась на третий — на балкон лекционного зала, из которого открывался вид лишь на ведущих и нельзя было рассмотреть, как голосовали пришедшие.
На сцене — стол, цветы, флаг движения. На большом экране — эмблема нового движения. Лаконичность, даже аскетичность окружающей обстановки напоминала об эпохе застоя. За столом — глава оргкомитета подготовки к съезду директор НИИ Скорой помощи Сергей Багненко. Статусность мероприятию придает сопредседатель федерального Фронта глава «Деловой России» Александр Галушка. Ему предоставляют первое слово. Все прямо из книги политического этикета — поблагодарил собравшихся за то, что прервали свои отпуска, перешел к обещаниям.
Отрываться от федеральной линии или импровизировать Галушка не стал. В сотый раз было повторено, что Народный фронт не является политической партией. Что это общественное движение, которое ставит задачи, которые не разъединяют, а объединяют. Что это за задачи? Галушка привел пример — демография. Проблема, существование которой признают все. «Мы приняли ряд действенных мер по увеличению рождаемости, которые признали даже в Европе. Но скоро у нас будет серьезная проблема. Дело в том, что в течение долгого будущего количество женщин в детородном возрасте будет слишком маленьким», - объяснял он делегатам пример, как детям. Вариант решения проблемы он не предложил, но заверил, что вокруг этой истории консолидироваться можно.
Неожиданно разбил монотонность происходящего бывший вице-губернатор - руководитель администрации губернатора Виктор Лобко. «Как можно говорить об организации, если нет фиксированного членства?» - возмущался он. Действительно, ОНФ, как движение, не предполагает жесткого вступления в свои ряды. «Мы должны в уставе четко прописать членство в партии», - продолжал он. Увещевать его взялся сам Галушка, объяснивший, что региональное отделение не может принять новую редакцию документа — все в руках федералов. Для наблюдателей так и осталось загадкой, что это был за выпад. То ли специально продуманное действие, чтобы как-то показать дискуссионность внутри новой структуры, то ли личная инициатива самого Лобко, который когда-то был вторым человеком в Петербурге, а теперь даже не вошел в число сопредседателей новой структуры.
Перешли к повестке дня. Она была небольшой: учредить ОНФ, проголосовать за региональный штаб, принять устав. Все. «Предлагаю проголосовать за учреждение движения. Кто за? Кто против? Воздержался?» - практически не глядя в зал, вел конференцию почетный гражданин, ректор ИТМО Владимир Васильев. Журналисты даже не успевали следить за происходящим — так быстро шло голосование по повестке. «За моей спиной вы видите фамилии 36 человек, которые войдут в региональный штаб, - махнул рукой в сторону быстро сменяющихся фамилий Васильев. - Кто за их избрание? Кто против? Воздержался?» Полчаса, и конференция завершилась. Так же, как и во время общероссийского съезда «Народного фронта — за Россию!», где все действие длилось тридцать минут, большую часть из которых делегаты скандировали имя президента. В Петербурге обошлось хотя бы без этого.
Подход к персональному составу участников региональной конференции отличался своеобразием. Лидеры ОНФ утверждали, что главным критерием стал профессионализм каждого члена. Но прежде всего от него веяло соответствием пропагандируемой идее фронта — никакой политики и новые лица. Были, конечно, и ожидаемые лица - такие как директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров, гендиректор ОАО «Газпромгазораспределение» Сергей Густов, председатель Федерации независимых профсоюзов Петербурга и Ленобласти Владимир Дербин, худрук театра имени Миронова Рудольф Фурман. За консолидацию с партиями отвечали председатель регионального отделения партии «Родина» Андрей Петров и лидер петербургских «Патриотов России» Олег Корякин. При этом в состав фронтовиков вошли только четыре единоросса.
Основная часть делегатов была подчеркнуто «общественной»: учителя, директора школ, больниц и детских домов, тренеры из ДЮСШ. В списках было несколько пенсионеров: Василий Гладышин, председатель организации «Однополчане», и член «Боевого братства» Иван Корбутов, присутствовал один электромонтер из СФ «Алмаз» - Алексей Петров. Такой же подчеркнуто аполитичный и общественный подход сохранили и к выбору сопредседателей. Никаких депутатов и политиков — преподаватель, врач и предприниматель. Главными фронтовиками в Петербурге назначили почетного гражданина, ректора ИТМО Владимира Васильева, главврача городской больницы № 20 Татьяну Суровцеву и гендиректора ООО «Стелс» Виталия Фатейчева.
Наговориться всласть делегаты смогли уже после заседания. Целый час Галушка объяснял журналистам, что ОНФ — это институт прямой связи народа с президентом, главной задачей которого станет развитие народовластия, то есть возможности граждан влиять на существующую ситуацию в стране. «Вот мы создаем такой проект — общественный сайт, который будет контролировать госзакупки, самую коррупционную сферу экономики», - хвастался он. «А с Навальным сотрудничать будете?» - не удержалась пресса. «Мы будем сотрудничать со всеми», - неопределенно ответил Галушка.