Четверо художников подали два иска в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга к своему коллеге Сергею Бугаеву, также известному как Африка, с требованием вернуть им в общей сложности двадцать пять картин. Работы были утрачены в конце 80-х годов, но внезапно найдены авторами на организованной Бугаевым выставке "АССА: последнее поколение ленинградского авангарда" в Академии художеств с 15 мая по 10 июня.
Картины объединения «Новые художники», которое существовало до 1990 года в Ленинграде, пропали без вести еще во время первых зарубежных выставок участников объединения в Европе и зарубежных гастролей «Поп-механики», рассказывают сами авторы.
В 2013 году пять художников опознали свои работы на выставке, организованной научно-исследовательским музеем Российской Академии художеств и Институтом Нового Человека Сергея Бугаева (Африки). Художники связались с Сергеем Бугаевым по телефону, однако договориться о возвращении им картин не удалось.
«Речь идет о достаточно большом количестве работ - более 25, - говорит адвокат заявителей Андрей Васильев из компании «Васильевы Лигал Груп». – Сергей Бугаев на предложение вернуть работы ответил, что требуется разбирательство с участием юристов. Первое заседание суда по иску Евгения Козлова состоится 8 августа, по иску Инала Савченкова, Олега Маслова и Олега Зайки – 12 августа. Мы будем ходатайствовать об объединении двух исков в одно делопроизводство». Как отмечает адвокат, единственное требование заявителей – вернуть работы, о возмещении какого-либо ущерба пока речи не идет.
Возможно, к процессу оспаривания собственности картин подключится и пятый заявитель – художник, искусствовед и главный хранитель музея современных искусств СПбГУ Андрей Хлобыстин. Картин Андрея Хлобыстина на выставке "АССА: последнее поколение ленинградского авангарда" не было, но художник свою работу опознал на выставке, организованной Сергеем Бугаевым в Москве два года назад. Картина называлась «Силы добра спешат на помощь».
Перед тем как четверо художников обратились в Дзержинский районный суд, Андрей Хлобыстин вел телефонные переговоры с Сергеем Бугаевым, так как у него «язык лучше подвешен», чем у заявителей. «Было замечено не раз, что работы, считавшиеся утраченными, всплывают на тех или иных выставках, - говорит Андрей Хлобыстин. – Так, я обнаружил свою работу, которую считал утраченной - портрет Тимура Новикова, – в каталоге одной немецкой галереи. Такие случаи нередки, но чаще всего они не доходят до суда. У Бугаева судебные споры с другими художникам не впервой - иск к Африке, насколько мне известно, ранее подавала художница Ольга Тобрелутс. Он использовал ее работу на обложке журнала, Ольга Тобрелутс выиграла суд».
Речь идет о журнале «Активист», который открылся в начале нулевых, редактором его был Сергей Бугаев. Вернувшись в Петербург из отпуска, Ольга Тобрелутс удивилась, увидев повсюду рекламные плакаты издания со своей картиной на обложке, – и обратилась в суд. «Суд постановил выплату компенсации в 600 тысяч рублей, - говорит Ольга Тобрелутс. - Но мой адвокат, который должен был заниматься дальнейшими действиями, в эту же ночь стал главным юристом «Активиста». Поэтому, конечно, денег я не получила, но получила «моральную компенсацию»: журнал закрылся, превратившись в интернет-портал».
Ольга Тобрелутс, комментируя иск художников к «мальчику Бананану», отметила, что вся ситуация вызывает у нее грусть. «Эта история меня заставляет только расстраиваться из-за того, что ситуация не нашла мирного разрешения, - говорит Ольга Тобрелутс. - Что художники, которые создавали эти произведения и пожелали их возвращения, получили от ворот поворот. Жаль, что у Сергея желание владеть сильнее желания дружить, общаться, ведь, оттолкнув художников, отказав им в возврате их картин, он тем самым показал, что не ценит и не нуждается в их живом общении и дружбе». Также художница подчеркнула, что выяснение отношений через суд «в мире искусства встречается не часто».
Андрей Хлобыстин, в свою очередь, отметил, что иск четверых художников к Сергею Бугаеву должен пресечь практику использования некогда утраченных авторами работ, чтобы коллекционеры, покупая такие работы у Сергея Бугаева, знали, что позже право собственности на них может быть оспорено.
Как отмечает адвокат заявителей Андрей Васильев, в настоящее время нельзя оценить даже приблизительную стоимость утраченных в конце 1980-х и опознанных на выставке "АССА: последнее поколение ленинградского авангарда" работ. «Экспертная оценка не проводилась, а оценить работы даже приблизительно нельзя, так как они находятся не во владении заявителей и неизвестна степень их сохранности», - говорит адвокат.
Теперь Сергею Бугаеву предстоит доказывать в суде, что картины он приобрел законным путем. Как отметил Андрей Васильев, доказательствами могли бы служить договоры или расписки о передаче работ, которых авторы, по их утверждению, не подписывали. Фактически любой человек, принявший в дар, купивший или нашедший на улице картину, спустя какое-то время может получить иск от ее автора, если у нового владельца нет соответствующих документов на произведение искусства.
«Это риски покупателя – юридически должен быть договор либо документ, подтверждающий, что состоялся переход права собственности на картину, - говорит Андрей Васильев. - Работы Евгения Козлова, Инала Савченкова, Олега Маслова и Олега Зайки, по нашему мнению, не были проданы или отчуждены на законных основаниях».
Адвокат отмечает, что, в случае если ответчик будет отрицать этот факт, вопрос может быть переведен и в уголовную правовую плоскость. Пока же заявители ссылаются на ряд статей Гражданского кодекса РФ об истребовании имущества из незаконного владения и часть 4 ГК РФ, где речь идет об интеллектуальной собственности. «Пока мы считаем, что картины выбыли из владения авторов по обстоятельствам, не связанным с уголовными нюансами, такими как кража, - говорит адвокат. - Общей судебной практики по аналогичным искам, связанным с истребованием интеллектуальной собственности, не очень много. Но наш вопрос не связан со спорным применением закона, где толкование статистики нам бы помогло. Все будет зависеть от аргументов, которые представят стороны в суде».
Сам Сергей Бугаев не ответил на телефонные звонки корреспондента «Фонтанки», и с его аргументами, вероятно, удастся ознакомиться только после начала рассмотрения исков в суде. Впрочем, «Фонтанка» готова дать ему слово.
Венера Галеева, "Фонтанка.ру"