В ночь на 7 августа умер тренер по дзюдо Анатолий Рахлин. Президента Владимира Путина, депутата Василия Шестакова, миллиардера Аркадия Ротенберга он называл «мои ребята». Почти 50 лет назад они были первыми его учениками — будущими дзюдоистами.
Несколько дней назад Анатолий Рахлин ещё был на Всемирных играх Маккаби в Израиле. Хотя уже тяжело болел.
— Анатолий Семёнович был в Израиле впервые, хотя много лет мечтал туда съездить, — говорит президент ассоциации ветеранов дзюдо Юрий Труфанов. — Когда мы предложили ему поехать, он очень обрадовался. Мы-то понимали, что по спорту — сами справимся, а у него силы тают. Там жара, всё время в автобусах, кондиционеры не помогают, а у него ещё такая болезнь. Мы пытались делать какие-то телодвижения — вроде как помогать ему. Но он не позволял. Наоборот, сам помогал нам, не хотел быть просто статистом в этой поездке. И на Мёртвое море ездил с нами, и на экскурсии. Держался.
С этих игр российская сборная привезла 19 медалей, из них 9 золотых. Заняла первое место в медальном зачёте.
— Конечно, его присутствие сыграло свою роль, — уверен Юрий Труфанов. — У него был свой подход к тренировкам, он умел создать атмосферу. При нём сборная отработала на все 100 процентов.
И уже тогда, продолжает Труфанов, многие понимали, как тяжело пожилому тренеру.
— Сейчас тяжело об этом говорить, — вздыхает Труфанов, — но мы понимали… Понимали, что уже всё сложно. По состоянию здоровья видно уже было, что всё непросто. И мы сделали о нём фильм такой хороший, он там рассказывает о своей жизни, как он начинал заниматься в клубе «Турбостроитель», как состоялся как тренер, как у него учился Путин, как потом он в этом клубе создал центр дзюдо…
Анатолий Рахлин родился в 1938 году, во время блокады маленьким оставался в Ленинграде. В школьные годы начал заниматься самбо во Дворце пионеров. Потом поступил в Герценовский пединститут, на факультет физкультуры. Отслужил во флоте и пришёл работать в спортклуб «Турбостроитель» Ленинградского Металлического завода. В 1964 году начал набирать свою первую группу самбистов. В неё пришли те, кто потом станут президентами, олигархами и большими спортсменами — Владимир Путин, братья Ротенберги, Василий Шестаков. Позже вся группа Рахлина стала заниматься уже не самбо, а дзюдо. Он тренировал их 11 лет. В последние годы он возглавлял женскую сборную по дзюдо.
Обоих сыновей Рахлин тоже воспитал дзюдоистами. Михаил — главный тренер сборной Санкт-Петербурга. Чемпион Олимпиады в Лондоне Тагир Хайбулаев — его воспитанник. Евгений Рахлин возглавляет судейскую коллегию Санкт-Петербурга.
— Он был непростым человеком, очень жёстким и требовательным, — рассказывает Труфанов. — Требовательным и к себе, и к другим. Всегда серьёзный, собранный. Спуску никому не давал. И говорил всегда то, что думал. Это не всем нравилось. Его любили, но побаивались.
Жёсткий и требовательный — эти слова говорит о Рахлине и его очень давний друг, руководитель центра дзюдо в бывшем «Турбостроителе», а ныне — в детской спортшколе, Всеволод Стрелков. В 60-е годы они работали в заводском спортклубе в одном зале: Рахлин занимался с детьми самбо и дзюдо, Стрелков — вольной борьбой.
— Он был человеком очень серьёзным, целеустремлённым, интеллигентным, — рассказывает Стрелков. — Дзюдо — это не просто борьба, в ней много философии. И он эту философию переносил просто на жизнь. Был очень категоричным. Требовал уважения к старшим. Требовал соблюдения всех ритуалов, связанных с дзюдо. Никогда ни в чём не допускал никакой халтуры. Только ежедневный труд. По 20 часов в неделю и больше. Наверное, поэтому его ученики многого достигали. Он подготовил больше ста ленинградских мальчишек, которые стали мастерами спорта СССР, попали в сборную страны.
В мае в Центре дзюдо, бывшем «Турбостроителе», отмечали 75-летие учителя. Знаменитые ученики приехали все до единого.
— В том числе и тот, кого вы, наверное, назовёте самым знаменитым, — намекает Стрелков. — Было очень трогательно. И, как Рахлин ни держался, я-то видел, как он был взволнован и растроган.
Путин подарил учителю номерные часы с цифрой 75 и наградил его Орденом Почёта.
— Он ещё, я помню, сказал Рахлину: вот, мол, сколько знаю вас, Анатолий Семёнович, никогда не слышал ни одной просьбы, — продолжает Всеволод Стрелков.
По его словам, Рахлин до последнего не сдавался болезни, последнее занятие со спортсменами проводил с месяц назад.
— Я зашёл — так он на мне начал показывать захваты, — вспоминает Стрелков.
Когда в Центр приезжал знаменитый японский дзюдоист олимпийский чемпион Ясухиро Ямасита, Рахлин тоже переоделся в кимоно и пришёл на его мастер-класс.
— У него сохранялось любопытство, ему всё было интересно, — говорит Стрелков. — Он жил этим спортом.
Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»