Сейчас

+3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+3˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как 1

2 м/с, зап

753мм

89%

Подробнее

Пробки

5/10

Место свежей прессе ищут всем Смольным

1139
ПоделитьсяПоделиться

Смольный решил вплотную заняться газетными киосками. Их меньше тысячи в пятимиллионном городе, но, как выяснилось, они умеют создавать проблемы. Киоски со свежей прессой мешают энергетикам спасать горожан от аварий на теплосетях, не дают молодым мамам катать коляски, а снегоуборщикам – убирать снег. А еще они некрасиво выглядят. Но в ближайший год и с их нехваткой, и с создаваемым ими беспорядком будет покончено. Как обещают чиновники, отрасль распространения печатной продукции при этом не пострадает.

Новые правила размещения киосков, прописанные в постановлении городского правительства № 1045, изрядно озадачили распространителей газет и журналов. Хотя из восьми прописанных в документе ограничений для размещения киосков на продавцов периодики распространяется только три. Согласно им, газетным киоскам не место в арках зданий, на газонах, на детских площадках, на тротуарах шириной менее 3 метров, в пределах «треугольника видимости» на перекрестках, в охранной зоне тепловых и электросетей, под эстакадами, путепроводами и мостами.

Вот тут-то и выяснилось, что большая часть киосков годами стояла не там, где надо, и может не рассчитывать на продление договора аренды.

Одновременно с постановлением 1 января должна была появиться схема размещения нестационарных торговых точек, то есть перечень участков, которые могут занять газетные киоски. Однако этот документ припозднился более чем на полгода. Московская Ассоциация распространителей печатной продукции 8 августа направила письмо губернатору Георгию Полтавченко, в котором ситуация на рынке розничного распространения печатной прессы в Санкт-Петербурге названа «катастрофической» и прогнозируется вымирание газетных киосков через 2 - 3 года. 15 августа губернатор поручил комитету по управлению городским имуществом ускорить внесение изменений в постановление № 1045. Доработка документа, повергшего мелкорозничную торговлю в шок, может устранить «технические ошибки», вероятно, смягчит некоторые нормы для тесных улиц центральных районов и ужесточит ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

«Семь нянек» газетного киоска

Раньше газетные киоски размещались по адресной программе, которую утверждал комитет по печати. Однако сегодня газетный киоск, чтобы получить путевку в жизнь, должен попасть в схему размещения объектов мелкорозничной торговли, а перед этим - пройти через «фильтры» сразу нескольких комитетов. Заявку на размещение газетного киоска предприниматели подают в районную администрацию, оттуда она направляется в КГА. КГА проверяет место будущего киоска на соответствие постановлению № 1045. Если есть малейший намек на несоответствие, заявка идет на согласование в комитеты по энергетике и по благоустройству. Энергетики проверят, не попирает ли киоск ветхие теплосети, а комитет по благоустройству – не портит ли он газон. Затем заявку должны одобрить комитет по землепользованию и застройке, комитет по печати и КГИОП. Окончательное утверждение происходит в КУГИ. Если хоть один комитет «закатит черный шар», заявку будет рассматривать рабочая группа для снятия разногласий. Ее работу организует комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка. В группу входят представители всех комитетов и районной администрации.

Рабочая группа - последний шанс для киосков, получивших от ворот поворот. Там могут решить вопрос с сооружениями, которые «наступили» на запретные газоны или трубы лишь краешком. Но если и рабочая группа не сумеет подвинуть киоск так, чтобы он понравился всем комитетам, то его хозяину придется искать другое место.

Начальник методического управления КУГИ Анатолий Ким отмечает, что без торгов альтернативный земельный участок для целей, не связанных со строительством, к которым относится размещение газетного ларька, может быть предоставлен «добросовестному арендатору», с которым город по каким-либо причинам расторг договор по собственной инициативе. Критерий добросовестности в данном случае – отсутствие нарушений по уплате арендной платы в предшествующем предоставлению альтернативного участка году. По словам Анатолия Кима, завершится работа над документом, определяющим это, только через два месяца. Альтернативные участки будут предоставляться на конкурсной основе, одним из критериев станет предлагаемая конкурсантом цена аренды.

Тем временем председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александр Лобков успокаивает, что его комитет «руководствуется целями расширения отрасли распространения печатных изданий, а не сокращения». «В комитете разрабатывается программа по расширению этой отрасли, - говорит Лобков. - По нашим прогнозам, в начале следующего года она должна быть принята». Чиновник прогнозирует, что в 2014 году общее число газетных киосков в Санкт-Петербурге удвоится, в частности, за счет переделки павильонов на остановках общественного транспорта в киоски. Также комитет по печати обещает искать новые участки для газетных киосков, которые одобрит комитет по энергетике.

Такие разные общие цифры

«Из 970 заявок, поданных на размещение газетных киосков, комитет по печати всего 33 места не согласовал, - объясняет Лобков. - Этим киоскам будут предложены альтернативные места». Чиновник подчеркивает, что в соответствии с законодательством получить альтернативный участок продавцы газет смогут только на конкурсной основе, ни аукционов, ни торгов проводиться не будет. «Мы будем ходатайствовать, чтобы при проведении конкурса на альтернативные места учитывался опыт работы киоска, его социальная значимость для города, ассортимент товаров, который будет продаваться в киоске. Я не вижу никаких проблем в том, что происходит», - говорит Александр Лобков.

На вопрос о льготах для газетных киосков, которые защитят их от натиска продавцов шавермы и пива, чиновники отвечают, что преференций газетчикам и так достаточно. «Газетные киоски можно размещать на остановках, около метро, в парках, садах и скверах, даже на территории объектов культурного наследия. Что это, как не преференция?» - говорит начальник управления развития потребительского рынка Анна Старосельская. Чиновница подчеркивает, что в схеме размещения объектов мелокорозничной торговли объекты по реализации печатной продукции идут «отдельным разделом». «На эти участки смогут претендовать только предприниматели, которые занимаются распространением печатной продукции, никакие виды товаров не смогут быть реализованы на этих участках, продавцы шавермы их не получат», - говорит Анна Старосельская.

Между тем газетных киосков, которые «зарубили» другие комитеты, в городе гораздо больше 33.

«Комитет по энергетике рассмотрел заявки на размещение 204 объектов по продаже печатной продукции. Из них 159 получили отказ, 45 были согласованы, - говорит начальник управления перспективного развития комитета Анатолий Тарасов. - Отказы связаны с тем, что объекты расположены в охранных зонах теплосетей и могут препятствовать их ремонту. Критерии жесткие, но, думаю, достаточно обоснованные».

Анатолий Тарасов подчеркивает, что охранные зоны тепло- и электросетей существовали всегда, просто «все зависит от диаметра трубопровода» - с годами этот критерий стал строже. «Это для обеспечения безопасности. Помните, случай был на улице Типанова, когда куски асфальта летели в дома и окна повыбивало?» - сказал Тарасов. Справедливости ради следует отметить, что в октябре 2009 года из-за аварии теплосети на улице Типанова бил фонтан кипятка на высоту пятиэтажного дома. Правда, тогда это не связывали с газетными киосками.

Как рассказала заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Лидия Громова, с 15 по 31 июля рабочая группа по согласованию спорных вопросов, связанных с размещением киосков и ларьков, провела 12 заседаний. «Всего было рассмотрено 945 заявок, из них более 60% (578 участков) включены в схему размещения объектов продажи печатной продукции, 38% (367 участков) получили отказ, - говорит Лидия Громова. - Основная причина отказа – расположение объекта полностью в охранных зонах тепловых и электросетей. 126 участков по техническим причинам не были рассмотрены органами исполнительной власти, они будут рассмотрены в сентябре».

Как отмечает Анна Старосельская, все представленные на данный момент цифры – предварительные, а первая схема размещения объектов розничной торговли будет утверждена через месяц. «Из утвержденных на сегодняшний день на включение в схему размещения 578 киосков 180 удалось «отбить» на рабочих группах», - говорит Старосельская.

Киоски заставят вести себя хорошо

Глава комитета по печати добавил, что некоторые киоски занимают две трети тротуара и мешают жить петербургским молодым матерям. Председатель привел пример: киоск на Литейном проспекте в районе дома 44. Как отметил, в свою очередь, заместитель председателя комитета по благоустройству Сергей Малинин, его ведомство ведет безрезультатную борьбу с этим киоском вот уже два года, чуть ли не с первого дня своего существования. «Этот киоск на Литейном мешает не только проходу жителей, но и обеспечению механизированной уборки, - посетовал Малинин. - Все нарекания в уборке тротуаров зимой большей частью происходят по этой причине. В то же время на углу Литейного и улицы Чайковского есть такой же киоск, он размещен без помех, и его мы согласуем».

В то же время надежды на появление киосков свежей прессы в «слепой зоне» Невского проспекта мало. «Мы будем выходить с инициативой в адрес КГА и КГИОП, - говорит Александр Лобков. – Но КГИОП с трудом согласует любые изменения на Невском проспекте». И тут же отмечает, что петербургские киоски как сооружения за последних несколько лет устарели и требуют замены. «Задачи, которые ставит комитет по печати, потребуют финансовых затрат от предпринимателей, - говорит Лобков. - Но мы хотим выйти с предложением об увеличении срока аренды до 10 лет, что позволит компаниям-распространителям вернуть свои вложения и извлечь какую-то прибыль».

Извлекать «какую-то прибыль» распространителям прессы можно будет не только за счет продажи газет и журналов. Несмотря на то что на участках, отведенных под газетные киоски, никакую другую продукцию реализовывать нельзя, жвачки, шоколадки и питьевая вода по-прежнему смогут соседствовать со свежей прессой. Как пояснил Александр Лобков, отвечая на вопрос корреспондента «Фонтанки», комитет по печати приветствует продажу «сопутствующих товаров», так как они могут напомнить петербуржцам, что можно купить и газету тоже. «Вот пойдет человек в ларек за ручкой, заодно и газету купит», - рассуждает Александр Лобков.

Кстати, сегодня есть только рекомендованный перечень продукции, которую можно положить на прилавок газетного киоска. Но если киоскер выложит что-то, чего в этом перечне нет, его за это никто не накажет. По словам Александра Лобкова, более строгий документ будет разработан. В частности, комитет будет категорически против продажи в газетных киосках сигарет. А вот презервативы останутся, продавать их вместе с газетами и журналами, по словам чиновника, «не запрещено».

Венера Галеева, "Фонтанка.ру"


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close