Велобудущее Петербурга стало ближе: у профильного комитета Смольного на один день установили велопарковку, а чиновники и активисты, прокатившись по центральным улицам Петербурга, несмотря на скептическое отношение главы КРТИ Дмитрия Буренина, в итоге все же договорились вместе начать работать над созданием велодорожек. Теперь в Смольном может появиться специальный чиновник, отвечающий за велоинфраструктуру города, а к октябрю общественники разработают проекты веломаршрутов из окраин к центру города.
Если еще утром 21 августа редкий велосипедист рискнул бы сесть за руль из-за пасмурного неба и бесконечного дождя, то вечером этого же дня в лучах солнца активисты двухколесного транспорта ожидали городских чиновников у памятника Достоевскому. Планировалось, что любители и велоактивисты проедут по центральным улицам с вице-губернатором по строительству Маратом Оганесяном и главой комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Дмитрием Бурениным. Однако вице-губернатор явиться на встречу не смог. Как объяснил сотрудник его аппарата, у Оганесяна в последний момент поменялись планы, и пришлось уехать на срочное совещание. Зато приехал глава КРТИ.
Перед тем как начать крутить педали, Дмитрий Буренин рассказал собравшимся о своей позиции: «Существует две точки зрения. Создать велодорожки в городе, по проезжей части. Но ведь это значит, что велосипедисты тоже должны платить налоги за их содержание? Здесь много неоднозначных аспектов. С другой стороны, можно создать велодорожки в парках. Я считаю, что велосипед — это прежде всего спорт», - заявил Буренин активистам движений «ВелоПитер», «Велосипедизация Петербурга», а также присоединившимся к ним депутату ЗакСа Ольге Галкиной и главе центра экспертиз ЭКОМ Александру Карпову. Пришедшие на встречу с чиновником были уверены в другом - велосипед экономичный, удобный и полезный городской транспорт.
Проведя инструктаж о правилах поведения на дороге, активисты, журналисты и чиновники начали движение по Загородному проспекту, свернули на Гороховую и перед мостом через Фонтанку сделали остановку, чтобы обсудить свой путь.
«По участку Гороховой 1,5 метра тротуара можно было бы выделить под велодорожку, но должны быть административные штрафы для автомобилистов, чтобы те не парковались на этой полосе», - резюмировал чиновник. В то же время велосипедист-любитель, глава центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов отметил, что в процессе преодоления маршрута участники пробега столкнулись со сложностью: велосипедист, находясь на правой полосе, мешает поворачивающим машинам. «Эта проблема решена во многих странах мира, нам просто надо почитать западные источники, организовывая дорожки», - отметил он.
Переговорив, процессия двинулась дальше по Гороховой улице, свернула на Казанскую. Там к хвосту колонны незаметно присоединилась полицейская машина (сотрудники правопорядка начали интересоваться массовой велоактивностью еще у памятника Достоевскому, но узнав, что собравшиеся ждут высокопоставленных чиновников, расслабились).
У Казанского собора активисты вновь остановились обсудить маршрут, который проехали. По мнению координатора «Велосипедизации Санкт-Петербурга» Дарьи Табачниковой, Казанская улица — пример, где велодорожка не нужна, так как магистраль узкая и изогнутая. «Теперь мы поворачиваем на Невский и едем по полосе общественного транспорта, потому что все велосипедисты так делают, чтобы не вылезать во вторую полосу, хотя это спорный момент», - пояснила она.
Доехав до пересечения с набережной Фонтанки, колонна спешилась и перешла на тротуар, затем по пешеходному переходу пересекла главную магистраль Петербурга. «Жаль, что никто не снимает, мы ведь мешаем пешеходам сейчас, а их здесь много», - опечалился Буренин.
По узкой набережной Фонтанки велосипедисты доехали до Караванной улицы, где расположен КРТИ. Специально для этого там установили велопарковку, правда, лишь на один день. «Через некоторое время мы ее вернем, вдруг кто-то из комитета захочет ездить на велосипеде на работу», - успокоил Буренин.
Отдышавшись, велоактивисты прошли в зал заседаний, где их уже ждал глава ГУ «Дирекция по организации дорожного движения» (ДОДД) Валерий Мушта и другие представители профильного комитета.
«Безусловно, велодвижение должно развиваться. Однако веломаршруты должны быть эффективным вложением средств, поэтому их нам должны подсказать активисты. Новые кварталы будут проектировать уже с велодорожками. Кроме того, необходимо озаботиться изменениями в ПДД, чтобы велосипедисты несли ответственность на дорогах», - сразу же заявил Буренин, отметив, что организацию велодорожек на полосах общественного транспорта он видит невозможной. «Представьте, едет автобус, людям душно, а мимо проезжает велосипедист. Что они подумают о нем? Кроме того, автобус все же зачастую едет быстрее, чем велосипедист », - добавил чиновник.
После него слово взял глава движения «ВелоПитер» Илья Гуревич: «Еще при прошлой администрации действовало прекрасное постановление, обязывающее при новом строительстве организовывать велодорожку, сейчас оно отменено», - рассказал активист. По его данным, 6-7 велосипедистов в год умирают из-за неорганизованной инфраструктуры.
«Наш город состоит из трех зон: центр, старая промышленная застройка, новые районы. Наиболее важные места — это подъезды к центру. Кроме того, существует важная проблема — блокада Петербурга. Это не прошлое нашего города, а настоящее для велосипедистов. КАД отрезает город от области для двухколесного транспорта. Велодорожки из Пушкина и Колпино прерывают около КАД, дальше не проехать — опасно», - отметил он.
В ответ на это чиновники предложили активистам создать варианты веломаршрутов, затем совместно обсудить проблемные точки. «Слишком много ГОСТов, которые надо менять, почти ни один из них не позволяет построить сейчас велодорожку, поэтому надо смотреть на практике и инициировать изменения», - пришел к выводу Валерий Мушта.
Аргументы активистов о том, что в Москве перед выборами администрация Собянина построила многокилометровую велодорожку в обход всех нормативов, петербургских чиновников не удовлетворил. «Давайте сейчас построим то, что можем, то есть велодорожки в парках. А со следующего года будем думать о больших веломаршрутах. Давайте согласимся, что в этом году велодорожек по городу нам не сделать», - резюмировал Буренин.
Другой вопрос подняла депутат Ольга Галкина. Ранее она предлагала губернатору Георгию Полтавченко создать должность «велосипедного» советника, теперь она предложила аналогичное председателю КРТИ.
«Я готов взять человека на зарплату, но только если он будет заниматься проектированием не только велодорожек, но и других городских объектов, предлагайте кандидатуру», - согласился на компромисс Дмитрий Буренин.
«И давайте встречаться чаще, каждый месяц», - добродушно завершил сменивший гнев на милость чиновник.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»