Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 5

3 м/с, ю-з

746мм

87%

Подробнее

Пробки

2/10

Шутка к саммиту не впрок

1371
ПоделитьсяПоделиться

ГУ МВД намерено проверить картины, изъятые 26 августа из Музея власти, на наличие элементов, разжигающих межнациональную рознь. Неофициально в полиции обещают, что четырьмя изъятыми 26 августа картинами дело не кончится и под проверку попадет вся выставка «Правители», которой открывался музей. Однако опрошенные «Фонтанкой» эксперты замечают, что искусство всегда провокационно, а в изображениях довольно сложно найти признаки разжигания розни, так как они не являются агитацией.

Накануне, 26 августа, вечером в Музей власти, открывшийся две недели назад, пришли нежданные гости — сотрудники ГУ МВД по Центральному району, депутат ЗакСа Виталий Милонов и некие люди в штатском, которые отказались представляться, но в которых заподозрили работников ФСБ. Не предъявив никаких юридических оснований, они удерживали до самой ночи в музее управляющую Татьяну Титову, провели обыск, изъяли четыре картины с выставки Константина Алтунина «Правители», опечатали музей и пообещали «прикрыть лавочку».

«Около 19.20 в 78-й отдел полиции УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга поступило сообщение о том, что в музее, расположенном в доме 20 по Невскому проспекту, выставлены экспонаты, содержание которых может нарушать действующее законодательство. На место были направлены сотрудники полиции, - официально заявили в главке на следующий день в ответ на многочисленные вопросы журналистов. - По результатам первичной проверки полицейскими изъято 4 картины, которые направлены на исследование, по окончании которого будет принято процессуальное решение».

Первыми на экспертизу поехали «Радужный Милонов», «Травести» с изображением Владимира Путина и Дмитрия Медведева в женском нижнем белье, диптих «Эротические сны депутата Мизулиной», а также картина «От исповеди», изображающая патриарха Кирилла в наколках. Но, как рассказал хозяин музея Александр Донской, в 78-м отделе полиции, куда доставили картины, сообщили, что проверят всю экспозицию третьего зала музея, где проходила выставка.

По его словам, события прошлого вечера повергли в шок автора произведений, Алтунина, который беспокоится за сохранность своих картин, общая стоимость которых оценивается в 1 млн долларов. Сам художник собирался срочно приехать в Петербург, чтобы забрать полотна, пока они целы. Однако сейчас экспозиция, как и музей, опечатана, поэтому доступ к картинам для их владельца закрыт.

Официально ГУ МВД так и не объяснило, состав какой статьи УК усмотрели в картинах. Как пояснил владелец музея Александр Донской, сотрудники даже не предоставили никаких расписок об изъятии полотен. Однако в беседах они сообщили представителям музея, что картины могут быть признаны экстремистскими материалами.

Источники редакции в правохранительных органах утверждают, что, по мнению полицейских, картины, изъятые в Музее власти 26 августа, вполне могут содержать «оскорбительные изображения политиков, изображения откровенно порнографического характера и разжигающие религиозную рознь и оскорбляющие чувства верующих».

Сам Донской все обвинения опровергает, говорит, что вся выставка абсолютно законна, и поясняет: для определённой категории граждан было даже повешено объявление перед третьим залом, где находилась нашумевшая экспозиция «Правители». «Мы специально повесили большой плакат перед залом, что, если что-то может оскорбить ваши чувства, не входите в этот зал. Зачем идти, если есть предупреждение о содержании экспозиции?» - недоумевает Донской.

Директор Экспертного центра по изучению проблем экстремизма при СПбГУ Сергей Кузнецов выразил сомнения, что полотна можно посчитать экстремистскими материалами. «В изображении никакого разжигания быть не может. Что такое разжигание? Это пропаганда, агитация, призывы. Рисунок ничего не может пропагандировать без интерпретации. Поэтому основания для признания изображения агитацией довольно сложно найти. Ведь каждый кулик судит по-своему, каждый может увидеть что-то свое в изображении, исходя из собственного опыта, в том числе художественного», - заявил он «Фонтанке».

Не поддержал действия сотрудников полиции и заведующий Отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, который подчеркнул, что «вообще против любого изъятия». «Не депутату Милонову выступать в качестве художественного критика. Нет, он может критиковать как зритель, но не выступать как прокурор», - заявил искусствовед. При этом сам Боровский с картинами Алтунина не знаком, однако он подчеркнул, что «провокация является частью любого искусства на пике его существования». «Провокационными были многие моменты в искусстве, про которые мы сейчас даже не подумаем. Гладкое и пушистое — это не современное искусство. Это салон», - высказал он свою точку зрения.

По мнению скандально известного галлериста Марата Гельмана, изъятие картины и вовсе можно посчитать цензурой. «Правоохранительные органы сначала должны были доказать, что перед ними экстремистские материалы. А экстремистскими они признаются только по решению суда. Для того, чтобы провести экспертизу, снимать картины с выставки не требуется, нужны только фотографии», - считает он. Кроме того, подчеркивает Гельман, «наезд» на музей с целью не допустить публику к нашумевшим картинам является контрпродуктивным. «Если раньше я не знал, кто такой Алтунин и что он писал, то теперь специально посмотрю. И многие мои знакомые посмотрят. И будут постить у себя в блогах»,  - предрекает специалист.

Во-вторых, добавляет Гельман, изъятие картин, как и закрытие музея, — «это глупость». «Картины ироничны, а ирония в России — это приближение, это очеловечение. Персонажи, правители и лидеры стран перестают быть истуканами. Русская культура самоиронична. Если человек начинает смеяться, он как бы приближает вас к себе», - рассуждает галерист. К самим картинам, с которыми Гельман смог ознакомиться лишь мельком, он предлагает относится исключительно как к «анекдотам» от изобразительного искусства. «Это такой жанр изобразительного искусства. Картины, ни на что не претендующие, кроме того, что они являются шутками», - заключает он.

Владелец музея Александр Донской утверждает, что не ожидал такой реакции, и опровергает предположение, что сама музейно-художественная провокация перед саммитом в Стрельне была затеяна ради пиара, и этот пиар уже сполна получен. Нет, сам музей он действительно открыл специально к саммиту «Большой двадцатки», потому что считает, что искусство должно быть актуальным. Однако бывший мэр Архангельска не мог представить, что все закончится опечатыванием музея и изъятием картин. «Разве я мог на такое рассчитывать? У нас на два месяца вперед оплачена аренда здания, реклама. У нас только прямые убытки составляют полмиллиона. А еще по контракту, в случае повреждения картин, мы должны будем выплатить стоимость картин Алтунину», - рассказывает он.

Донской всячески подчеркивает — музей не является оппозиционным. «У нас должна была быть ко дню рождения Владимира Путина инсталляция, очень позитивная. Дети должны были нарисовать портрет президента. И в то же время мы устраивали день поддержки ЛГБТ. То есть мы не придерживаемся какой-то стороны, мы рассказываем обо всем спектре», - поясняет он.

Ольга Мясникова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close