Комитет по развитию транспортной инфраструктуры подготовил новый вариант концепции развития велосипедного движения, который уже в сентябре может быть рассмотрен на заседании правительства. В ведомстве констатируют: город будет строить велодорожки, но, из-за отсутствия соответствующих ГОСТов, пока только на тротуарах. При этом речь идет о спальных районах: ширина тротуаров в центре такова, что выделить на них велодорожки без нарушения закона практически невозможно.
Первый вариант концепции развития велосипедного движения в Петербурге был подготовлен комитетом по транспортно-транзитной политике еще в 2012 году. Однако с 1 января 2013 года это ведомство перестало существовать, а проблемами двухколесного транспорта занялся комитет по развитию транспортной инфраструктуры. В КРТИ полгода дорабатывали концепцию, а недавно направили ее на согласование в профильные ведомства. Ожидается, что уже в конце сентября ее рассмотрят на заседании правительства города.
Общие принципы обновленной концепции, которая оказалась в распоряжении «Фонтанки», остались прежними. Смольный декларирует желание создавать развитую сеть веломаршрутов, таких, как: "Станция метро "Комендантский проспект" – центр", "Московская площадь – центр", "Метро "Международная" – Колпино". Но при этом в комитете подчеркивают: речь идет именно о маршрутах, а не об обособленных дорожках, ограниченных барьерами.
По словам председателя ведомства Дмитрия Буренина, согласно существующим ГОСТам, организовывать велодорожку на проезжей части нельзя: по дорогам велосипедисты должны ехать в крайнем правом ряду в общем потоке. ГОСТы позволяют лишь организовывать велодорожки на тротуарах либо вообще отделять их от проезжей части и тротуаров, как, например, на Софийской улице. Решение проблемы – это изменение стандартов, но за это отвечают не региональные, а федеральные органы исполнительной власти.
До изменения ГОСТов Смольный будет организовывать велодорожки на тротуарах. Никаких ограничительных барьеров никто ставить не будет: на тротуаре установят соответствующие знаки, а на асфальт нанесут знак велосипеда. Кроме того, велодорожку, возможно, выделят отдельным цветом. Правда, отдать велосипедистам можно далеко не все тротуары. Согласно все тем же нормам, на тротуаре пешеходам должно быть отдано минимум 1,5 метра, любителям двухколесного транспорта – 1,75 метра. При этом, как говорит Дмитрий Буренин, отсчет идет не от стены дома до проезжей части, а от крайнего выступающего препятствия, например – крыльца магазина.
В центре города под этот стандарт фактически попадает только Невский проспект. На всех остальных улицах ширина тротуара зачастую не превышает и двух метров, а с учетом крылец магазинов – и того меньше. По этой причине организовывать велодорожки Смольный пока будет только на тротуарах в спальных районах. Эти велодорожки и станут составной частью веломаршрутов.
Первые веломаршруты должны появиться в 2014 году. Один свяжет три городских парка – Сосновку, Удельный и Приморский парк Победы на Крестовском острове. Два других проложат в Красном Селе и Пушкине. Однако на перекрестках велосипедисту придется спешиваться, чтобы перейти дорогу. Более того: где-то для продолжения следования по маршруту ему придется выезжать на проезжую часть и далее следовать в общем потоке.
В ближайшее время КРТИ намерен объявить конкурс на проектирование этих веломаршрутов. Сотрудники компании, которая их выиграет, должны будут пройти пешком по этим маршрутам, чтобы определить: где нужно поставить знак «Велосипедная дорожка», где можно за счет газона расширить тротуар и т.д. Кроме того, в том месте, где с тротуара придется съезжать на проезжую часть, установят специальные светофоры для велосипедов.
Как говорит Дмитрий Буренин, после того, как будет выполнено проектирование, станет понятно, во сколько обойдется организация других веломаршрутов. «Никакого налога на велосипед мы вводить не собираемся, – комментирует чиновник слухи, возникшие после его совместной поездки с активистами велодвижения 21 августа. – Нам просто нужно четко просчитать, как оптимально потратить деньги в условиях дефицита бюджета и несовершенства ГОСТов».
Впрочем, активисты велодвижения сомневаются, что проблема только в ГОСТах. «Полномочия по развитию велосипедной инфраструктуры перешли к КРТИ недавно, и комитет просто не знает, как организовывать сеть велодорожек. Надо привлекать зарубежных специалистов или работников департамента транспорта Москвы. Сложности с созданием велодорожек из-за ГОСТов действительно есть, но ведь в столице их как-то решают», – говорит куратор движения «Велосипедизация Петербурга» Дарья Табачникова
Планирующиеся веломаршруты:
«Комендантский аэродром - Центр» (ст.м. «Комендантский проспект» - Финляндский вокзал);
«Проспект Просвещения - Центр» (ст.м. «Проспект Просвещения - ст.м. «Озерки» - Финляндский вокзал);
«Гражданский проспект - Центр» (ст.м. «Гражданский проспект» - Финляндский вокзал);
«Хасанская ул. - Центр» (Хасанская ул. - пр. Наставников - пр. Косыгина - Заневская пл.);
«Купчино - Центр» (ст.м. «Международная» - Московский вокзал);
«Московская пл. - Центр» (ст.м. «Московская - Московский вокзал);
«Проспект Луначарского» (пр. Луначарского от Выборгского ш. до ул. Руставели);
«Ленинский проспект - Балтийский вокзал» (ст.м. «Ленинский проспект» - Балтийский вокзал);
«Ленинский проспект» (Ленинский пр. от ул. Доблести до ст.м. «Московская»);
«Пушкин - Колпино» (ж.д. ст. Царское Село - ж.д. ст. Колпино);
«Кронштадт» (Цитадельское ш. - Кронштадтское ш. - Тулонская аллея);
«Санкт-Петербург - Зеленогорск» (ст.м. «Старая деревня» - ж.д. ст. Сестрорецк - ж.д. ст. Зеленогорск);
«Санкт-Петербург - Ломоносов» (ст.м. «Ленинский проспект» - ст.м. «Проспект Ветеранов» - Петергофское шоссе - ж.д. ст. Новый Петергоф - ж.д. ст. Ораниенбаум);
«Санкт-Петербург - ж.д. ст. Павловск» (ст.м. «Московская» - Витебский пр. - пос. Шушары - ж.д. ст. Царское Село - ж.д. ст. Павловск);
«Санкт-Петербург - Парголово» (ст.м. «Озерки» - Выборгское ш. - пос. Парголово);
«Санкт-Петербург - Колпино» (ст.м. «Международная» - Софийская
ул. - ж.д. ст. Колпино)».
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»