Правительство Петербурга не намерено продлевать контракт с генподрядчиком стройки стадиона "Зенита" на Крестовском острове - "Трансстроем" Олега Дерипаски. В конце сентября комитет по строительству объявит новый конкурс на достройку объекта, об этом 29 августа во время рабочего визита на стройплощадку рассказал вице-губернатор Марат Оганесян. Тем не менее, как выяснила "Фонтанка", реальная смена генподрядчика стадиону не грозит. С большой долей вероятности аукцион станет формальным, а победит в нем прежний генподрядчик, считают источники, знакомые с ситуацией.
Заявление Марата Оганесяна стало для прессы неожиданностью. Всего месяц назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил о том, что, несмотря на многочисленные претензии города к срокам строительства стадиона "Зенита", не будет менять генподрядчика. Тем не менее уже к 15 сентября совместная комиссия города и генподрядчика должна будет оценить стоимость незавершенных работ, а также закупленных материалов. А в конце сентября в Петербурге будет объявлен новый многомиллиардный конкурс на достройку стадиона на Крестовском острове, заявил сегодня Марат Оганесян.
Победившей компании за два года придется произвести около 65% работ - сделанный на данный момент объем чиновники оценивают в 35. Однако новый конкурс не должен будет отразиться на сроке ввода стадиона, заверил Марат Оганесян. Капитальные работы по-прежнему планируется завершить в конце 2015-го - начале 2016 года. Работы по благоустройству окружающей территории - в 2017 году.
Стоимость предстоящего конкурса вице-губернатор оценить не смог, уточнив лишь, что в следующем году на строительство планируется выделить около 5 млрд рублей. Однако, судя по тому, что всего в строительство вложено около 14 из 34 млрд рублей - 6 из них подрядчику перечислил город, 6 потратил предыдущий подрядчик «Авант» покойного Григория Фельдмана, а 2 млрд вложил сам "Трансстрой", сумма контракта может составить 20 млрд рублей, за вычетом средств, вложенных в покупку материалов и еще не принятых работ.
При этом, по оценкам главы стройкомитета Михаила Демиденко, кроме "Трансстроя" в конкурсе, скорее всего, будут участвовать еще две петербургские компании. Их названия он не уточнил. Кроме того, стоимость нового контракта еще может снизиться. В первом квартале 2014 года завершится очередная Главгосэкспертиза, в результате которой смета стадиона может подешеветь на 2 - 3%, также добавил Демиденко.
Впрочем, как рассказал генеральный директор ПСК "Трансстрой" Игорь Панкин, компания узнала о решении Смольного еще 2 - 3 месяца назад. Пока что претензий к Смольному компания не имеет и собирается участвовать в новом тендере. "Для того чтобы изучить состояние строительства объекта, новому генподрядчику потребуется большое время", - также заявил Игорь Панкин.
Стройка как ни в чем не бывало
Несмотря на слова Игоря Панкина, решение Смольного стало для журналистов сюрпризом. Даже во время доклада главы "Трансстроя" о ходе работ, признака разлада в отношениях генподрядчика и городской администрации было заметить невозможно. "Проектная документация для строительства стадиона уже разработана на 95%, - перекрикивая шум из-за монтажа пилона - опоры для крыши, - начал доклад Игорь Панкин. - Монтаж моста над выкатным полем почти закончен. До конца сентября количество рабочих-монолитчиков на стройплощадке должно увеличиться в два раза. Сейчас бетонные конструкции возводит около 1200 человек", - рассказал Игорь Панкин.
Кроме того, 16 - 19 сентября будет определен подрядчик для строительства выкатного поля стадиона. «Мы встречаемся с австрийскими и чешскими компаниями», - объяснял вице-губернатору глава "Трансстроя". Параллельно генподрядчик ведет консультации с будущим пользователем стадиона — ФК «Зенит» по поводу покрытия площадки. Также «Трансстрой» готов определиться и с подрядчиком строительства раздвижной крыши стадиона. Им может стать немецкая компания, название Игорь Панкин не уточнил. По его словам, на проектирование и строительство раздвижной кровли должно уйти около года. Компания уже провела все тендеры на обеспечение стадиона инженерной инфраструктурой, освещением и противопожарным оборудованием. А к отопительному сезону «Трансстрой» намерен создать отопительный контур и обеспечить обогрев созданных помещений по временной схеме. Уже в октябре компания рассчитывает приступить к внутренним работам.
Марат Оганесян выслушал доклад Игоря Панкина благожелательно. Его претензии коснулись только количества иностранных подрядчиков. «Деньги должны работать внутри России, и желательно привлекать подрядчиков из Петербурга», - заявил Марат Оганесян. Игорь Панкин согласно кивнул.
«Трансстрой» помирился с «Мостоотрядом-19»
Громкий конфликт с одним из петербургских подрядчиков — компанией «Мостоотряд-19», разгоревшийся еще в прошлом году, "Трансстрою" также удалось разрешить. Именно "Мостоотряд-19" на днях приступил к возведению пилонов и будет строить стационарную часть кровли, рассказал Игорь Панкин.
В конце декабря прошлого года компании обменялись исками на сумму около 1,5 млрд рублей каждый. Яблоком раздора стали произведенные в 2009 - 2010 годах «Мостоотрядом-19» работы по возведению конструкций крыши. В 2010 году Смольный отказался от веерной кровли, которую задумывал архитектор Кисе Курокава, в пользу конструкции из двух подвижных створок, которые должны двигаться по рельсам. Такое решение в большей степени соответствовало новым требованиям ФИФА и УЕФА для матчей чемпионата мира. Однако в итоге «Трансстрой» и его подрядчик были поставлены перед выбором, кто будет оплачивать произведенные впустую работы.
Тем не менее компаниям удалось прийти к мировому соглашению, заявил Игорь Панкин. «Понимание уже есть. В течение месяца мы решим сложные юридические вопросы», - пояснил он. По словам главы «Трансстроя», «Мостоотряд-19» уже израсходовал около 600 - 700 млн рублей на проведенные работы и закупку материалов. Оставшиеся средства из примерно 1,5 млрд рублей, перечисленных подрядчику на баланс, компания должна будет отработать при создании конструкций крыши. Общая стоимость строительства нераздвижной кровли — 4,5 млрд рублей.
Приостановка на конкурс
О том, что процедура конкурса может стать формальной, "Фонтанке" сообщили источники, знакомые с переговорным процессом Смольного и компании. Однако об этом же обмолвился и глава комитета по строительству Михаил Демиденко. Конкурсную процедуру он назвал "приостановкой действия контракта". Марат Оганесян, в свою очередь, упомянул о претензиях Счетной палаты к работе подрядчика и требованиях ведомства вести строительство открыто. "Любые пролонгации договора и дополнительные соглашения - то, что было сделано ранее, вызывает много вопросов", - заявил он уже во время пресс-подхода.
"Формально Смольный имеет право продлить контракт. Запрет установлен только на изменение цены, - объясняет управляющий партнер компании «Качкин и партнеры» Денис Качкин. - Другое дело, что за время строительства стадиона уже настолько значительно изменились и сроки исполния контракта, и сметы, что Смольный принял решение разорвать наконец этот гордиев узел из допсоглашений".
С другой стороны, новый конкурс для Смольного тоже может оказаться непростой процедурой. В случае выбора нового генподрядчика "Трансстрой" сможет обратиться к правительству города с иском - разобраться, какие работы были выполнены и какие из них оплачены, наверняка будет непросто, говорит Денис Качкин. В случае же, если "Трансстрой" снова окажется победителем конкурса - к процедуре аукциона могут предъявить претензии УФАС и другие участники конкурса. "Не так-то просто провести конкурс под определенного участника для такого сложного объекта, к которому приковано внимание и общественности, и экспертов", - считает Денис Качкин.
Антонина Асанова, "Фонтанка.ру"