Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, южн

748мм

90%

Подробнее

Пробки

3/10

Реклама

Большой брат пришел в метро

1519
ПоделитьсяПоделиться

«Фонтанка» узнала о первых результатах испытаний в петербургском метрополитене интеллектуальной системы видеонаблюдения, позволяющей идентифицировать пассажиров. Как уверяют специалисты, задача выполнена: фотоизображение каждого, прошедшего на станцию, будет зафиксировано, а информация о его перемещениях по городу будет доступна правоохранительным ведомствам. Пока комплекс работает только на «Ладожской», в планах — ещё 19 станций.

Задача на проектирование и установку системы, которая позволит по видеоизображению на камере наблюдения опознавать каждого пассажира, входящего на станцию метро, была поставлена в феврале 2013 года, когда комитет по транспорту объявил конкурс на оборудование «комплексной автоматизированной разыскной системой» (КАРС)  станции «Ладожская», обозначив максимальную сумму контракта в 6 683 302 рубля и 80 копеек. В апреле, предложив цену в 5 579 000 рублей, победило ООО «ТехноОхранСервис», к июлю система была разработана, установлена и запущена в тестовом режиме. «Фонтанка» поинтересовалась у специалистов результатами работы. Специалисты заверили: получилось.

Как это работает

Как рассказали «Фонтанке» в компании-разработчике, в вестибюле на высоте 170 см установлены видеокамеры, которые снимают пассажиров. Первая задача — распознавание лиц, то есть изготовление снимка, пригодного для последующего сравнения с базой данных. Согласно техзаданию, которое было выполнено, система распознает 98 % лиц.

Следующий этап — сравнение. В «ТехноОхранСервисе» говорят, что достигли заданных параметров, и если лицо разыскиваемого было распознано системой, и его фото есть в базе, с вероятностью 92 % он будет идентифицирован, и компьютер сообщит об этом оператору.

Возможности

От распознания с последующим опознанием может не спасти ни высоко намотанный шарф, ни низко надвинутая бейсболка, а иногда и мотоциклетный шлем. По данным Санкт-Петербургского метрополитена, через «Ладожскую» ежедневно проходит 65 тысяч человек, и с этим потоком система справляется.

База фотоизображений, с которой происходит сравнение, «разумного предела не имеет». Архив в настоящее время рассчитан на хранение видеозаписей за 1 месяц, но его увеличение не представляет технической проблемы и ограничивается только стоимостью файлохранилища и здравым смыслом. Естественно, это позволяет проследить историю поездок за этот период любого человека, чьей фотографией располагает оператор.

Как это выглядит

Видеокамеры установлены открыто. Во всяком случае, некоторая их часть. По словам специалистов, спрятаться или отвернуться от них нереально, изображение начинает распознаваться с того момента, как пассажир вошел в вестибюль, разными камерами. Что же касается людей в масках, то это забота дежурного полицейского.

Как выглядит рабочее место оператора, «Фонтанке» не показали. Метрополитен, в чьей собственности находится аппаратура, объяснил, что не может показывать или комментировать что-либо, связанное с антитеррористическим обеспечением, и посоветовал обратиться в МВД. В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти «Фонтанку» заверили, что разрешить допуск к имуществу метро может само метро, а не они. В управлении ФСБ честно объяснили, что пока система работает в тестовом режиме, считают свои комментарии преждевременными.

Однако известно, что сейчас рабочее место оператора находится в комнате для досмотра на станции «Ладожская». Как говорят инженеры «ТехноОхранСервиса», это не принципиально: система имеет возможность любых настроек доступа, оповещения и способа вывода информации. От сигнала на экране любого компьютера на любом удалении, включенного в сеть, до сообщения на электронную почту или СМС. Технической сложности это не представляет.

Кто пользуется

МВД, ФСБ и ряд других правоохранительных ведомств. В составе комиссии, принимающей комплекс, они присутствовали и проявили немалый интерес. Система позволяет организовать работу различных пользователей с различным уровнем доступа.

Проблемы

В «ТехОхранСервисе» уверяют, что сумели их решить. «Огромный пассажиропоток. Ранее мы устанавливали подобную систему на железной дороге, Минтранс обязал оборудовать пункты пропуска и досмотра пассажиров, но там условия другие: и поток, и пропускная способность меньше. Всё имеет значение: высота камер, углы наклона камер, освещение внутри помещения, освещение на улице, вибрация от эскалатора, вибрация от стоек — уравнение с огромным количеством неизвестных, с которым мы справились».

Что будет дальше

Как сообщала пресс-служба Министерства транспорта, в дальнейшем предполагается оборудовать аналогичными комплексами 19 станций петербургского метрополитена. В настоящее время никаких конкурсных процедур не обнаружено.

В ООО «ТехноОхранСервис», которое является частью Группы компаний «Содружество», соглашаются, что им известно об этих планах, но уверяют, что более подробной информацией не располагают: «Мы ждем, когда будет объявлен конкурс, и намерены в нем участвовать». Заметим, что учредителем и руководителем «Содружества» является Николай Кононов, который занимался дзюдо у Анатолия Рахлина одновременно с Владимиром Путиным, Аркадием Ротенбергом и Василием Шестаковым. В компании намеки на ресурс не понимают, указывая на победу в конкурсе, в котором действительно принимали участие 7 серьезных игроков на рынке электронной безопасности.

Что есть

Сотрудники полиции метро, которые согласились неформально пообщаться с «Фонтанкой», говорят, что вещь, несомненно, нужная и интересная. Но в масштабе одной станции непонятная. Например, в случае обнаружения системой разыскиваемого преступника, после распознавания лица на его сравнение с базой данных уходит не более 4 секунд, но затем включается  человеческий фактор. Пока команда дойдет до полицейского на станции, злодей уже либо выйдет на улицу к вокзалу и торговому комплексу, либо спустится в метро, и найти его по изображению, которое полицейский увидит впервые, будет маловероятно. Анализ перемещений по метрополитену конкретного лица, в отношении которого ведется оперативная разработка, при наличии аппаратуры только на одной станции тоже затруднителен. Другое дело, если интеллектуальные камеры появятся на 19 ключевых станциях: город окажется под колпаком.

Опасения

Когда оперативники услышали об аналогиях с Большим братом, они заметили, что сегодня, когда человек постоянно имеет при себе мобильный телефон, расплачивается банковской картой, а ездит по «Подорожнику» в городе, напичканном видеокамерами, беспокоиться ещё об одном способе фиксации несерьёзно.

Денис Коротков,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close