До конца сентября Смольный проведет новый конкурс на достройку стадиона «Зенита» на Крестовском острове — 29 августа правительство все-таки объявило об отказе продлевать контракт с ПСК «Трансстрой» Олега Дерипаски. Это решение для Петербурга стало неожиданностью. В первый раз о такой перспективе заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев еще год назад, однако с тех пор правительство города не раз меняло свою позицию. Каковы перспективы будущего конкурса, рассказал «Фонтанке» генеральный директор ПСК «Трансстрой» Игорь Панкин.
- Игорь Владимирович, на прошлой неделе было объявлено о новом конкурсе на достройку стадиона. Хотя еще месяц назад губернатор заявлял о продолжении отношений с «Трансстроем». Чем вызвано изменение решения Смольного?
- Мне неизвестны причины, по которым решение властей изменилось. Хотя это будет лукавством, если я скажу, что для нас это заявление стало полной неожиданностью. Тем не менее, хотелось бы видеть последовательные действия и заявления, все-таки строительство стадиона – это командная работа с большим горизонтом планирования.
- Марат Оганесян рассказал, что инспектирует стройплощадку еженедельно. Как складываются отношения со строительным вице-губернатором?
- Мы действительно проводим регулярные встречи с вице-губернатором, его заместителями, советниками и представителями комитета по строительству. За последние полгода взаимодействие между нами и заказчиком улучшилось, и это можно было заметить по темпам строительства. В последние месяцы мы сделали большой рывок – выполнили значительный объем монолитных работ, завершаем натяжение моста выкатного поля, приступили к монтажу пилонов крыши, утвердили документацию по инженерным системам, в сентябре начнем подводить стадион к коммуникациям. Фактически, сейчас у нас нет причин для того, чтобы останавливать работу.
- СМИ говорят о возможном приходе на конкурс группы «Сумма» Зивуядина Магомедова, опыт сотрудничества с которой по Большому театру уже есть и у Марата Оганесяна, и у главы комитета по строительству Михаила Демиденко. Насколько, на Ваш взгляд, это вероятно?
- Я не уверен, что кто-то сейчас сверхзаинтересован в том, чтобы завершать строительство этого стадиона. Сроки сжаты – риски сорвать обозначенные сроки сдачи с учетом необходимости прохождения длительных процедур приемки объекта велики. Если найдется кто-то, кто возьмет на себя такую ответственность – я пожму ему руку, но только после того, как увижу сданный в полном соответствии с проектом в 2016 году стадион.
- Как Вы оцениваете шансы «Трансстроя» на победу в новом конкурсе?
- Оцениваю их как высокие. Как я уже сказал, строительный рынок, особенно инфраструктурный, довольно узок. Многие мои коллеги хорошо знакомы с ситуацией и понимают, что «Трансстрой» занимается стадионом в первую очередь потому, что для нас этот объект стал имиджевым, как бизнес-проект его рассматривать не приходится. От того, завершим мы его или нет, выполним обязательства перед городом или нет, зависит наша репутация. Репутация компании, где работают около 6 тыс. сотрудников, портфель заказов составляет десятки миллиардов рублей. Репутация компании, преемника Министерства транспортного строительства. Конечно же, мы хотим выполнить свои обязательства перед горожанами и достроить стадион, которого все ждут так долго. В высокой мотивации других я не уверен.
- Если проиграете — обратитесь в суд?
- Пока мы не думали об этом и в любом случае надеемся на мирное урегулирование всех вопросов.
- Михаил Демиденко рассказал, что часть работ еще не принята, закупленные материалы — пока не оплачены. Сколько средств вы вложили в строительство стадиона, учитывая все эти траты? И сколько средств успеете освоить к ноябрю, к завершению контракта?
- За весь период, начиная с конца 2008 года, «Трансстрой» получил из бюджета порядка 6 млрд рублей. Еще 2 млрд было инвестировано из собственных средств акционеров. Возможно, к ноябрю эти цифры скорректируются на несколько миллионов, пока, как вы верно заметили, подписаны не все контракты и акты.
- Нынешняя смета составлена с учетом «дисконта», предложенного компанией на прошлом конкурсе. Какова общая стоимость строительства, по вашей оценке?
- По нашей оценке для того, чтобы этот проект был интересен генподрядчику, то есть, позволил бы не уйти в минус, его цена должна быть значительно выше обозначенных сегодня 34,9 млрд рублей.
- Вы готовы пойти на еще большее снижение цены?
- Возможно, нам удастся удешевить строительство еще на доли процентов за счет изменения технологий, например, монтажа СВСиУ (специальные вспомогательные сооружения и устройства) для крыши, но окончательно это будет известно после госэкспертизы, которая примет или не примет предлагаемые нами решения.
- Перипетии со строительством стадиона не отбили у вас желание сотрудничать с петербургским правительством в будущем?
- Петербург для нас – исторически сложившийся регион присутствия, нами были построены ряд объектов – городской дамбы, причал в Стрельне, выполнен комплекс работ для Кировского завода. Это экономически активный и развивающийся город, требующий постоянного развития инфраструктуры и, безусловно, мы хотим принимать участие в этом процессе.
Беседовала Антонина Асанова