Музей власти благодаря совместным усилиям своих сотрудников и городской полиции остается в центре внимания. Задержания директора учреждения становятся регулярными, а поиски здравого смысла - безрезультатными. Причиной нового этапа интереса правоохранительных органов, как выяснила «Фонтанка», были семь ведер объемом по 10 литров, а перформанс не удался из-за полуночного сотрудника «Библиотеки».
Скандал, в эпицентре которого оказался частный Музей власти в Петербурге, разразился накануне саммита «Большой двадцатки». 26 августа, после визита депутата ЗакСа Виталия Милонова, в музей прибыли сотрудники УМВД по Центральному району, которые помещения опечатали, а четыре особо эпатажные картины художника Константина Алтунина увезли с собой в участок. Согласно полицейскому рапорту, увидев холсты «Радужный Милонов», «Травести» с изображением Владимира Путина и Дмитрия Медведева в нижнем белье, диптих «Эротические сны депутата Мизулиной», а также картину «От исповеди», изображающую патриарха Кирилла в наколках, правоохранители предположили, что эти произведения современного искусства не то разжигают межнациональную рознь, не то являются порнографией. Чье именно изображение, по мнению руководившего операцией начальника районного управления полковника полиции Букача, является порнографическим, пока не сообщается.
Допустимый предел абсурда был превышен в ночь со 2 на 3 сентября. Как стало известно к утру вторника из твиттера галериста Марата Гельмана, «только что полицией задержан директор Музея власти Титова Татьяна». Еще не начался рабочий день, когда появились первые версии. Согласно уверениям владельца музея, бывшего мэра Архангельска Александра Донского, Титова с коллегами готовилась открыть экспозицию к началу саммита «Большой двадцатки» - 5 сентября, чтобы провести лекцию об однополых парах-усыновителях. Вечером 2 сентября она сорвала навешенную полицией пломбу: «Необходимо было перевесить картины в связи с изъятием нескольких полотен, подготовить картины Константина Алтунина для отправки в Париж. Кроме того, 5 сентября у нас открывается новая выставка - «Синие носы», которая также посвящена политикам». Не успев закончить подготовку, Титова, по словам Донского, задержалась в музее до ночи и вышла только в 4 утра, но была тут же задержана и доставлена в 78-й отдел полиции.
Об её злоключениях рассказал адвокат Донского Антон Шальков: «В 4 утра мне позвонила Титова. Сказала, что задержана она и еще трое молодых ребят. Спросила о том, что будет дальше. Я ей порекомендовал позвонить в главк, сообщить о доставлении. Необходимо было, чтобы звонок в главк прошел, чтобы потом иметь возможность доказать, сколько времени продержали». Под утро, по словам адвоката, в отношении директора музея был составлен протокол об административном правонарушении, но каком именно - неизвестно: Титова ему этого объяснить не смогла, так как «суть правонарушения мне не объяснили, а сама я в этом ничего не понимаю».
В комментарии ГУ МВД по Петербургу и области о протоколе речи не было. «В полицию обратились граждане, которые около 4 часов сообщили о том, что во дворе дома 20 по Невскому проспекту находятся подозрительные лица. Прибывшим нарядом на месте были обнаружены две женщины и двое мужчин: двое жителей Архангельска, один житель Москвы, один петербуржец. Данные лица для разбирательства были доставлены в отдел полиции, откуда были отпущены около 6 часов утра».
Самым очевидным путем был прямой вопрос "виновнице торжества". Корреспондент «Фонтанки» задал его Татьяне Титовой и получил ответ: всю ночь работала, периодически выходила курить на улицу, потом забрали в полицию, потом отпустили.
Тиха сентябрьская ночь, но стену надо перекрасить
Не удовлетворившись полуответами на конкретные вопросы, корреспондент «Фонтанки» решил лично уточнить, что же произошло под аркой дома 20 по Невскому проспекту сентябрьской ночью. Это оказалось не так трудно, следы не то арт-акции, не то малярных работ заметны невооруженным глазом. Бдительным гражданином, который вызвал полицию, оказалась сотрудница соседнего с музеем ресторана «Библиотека». Именно ей показались подозрительными четверо молодых людей, которые прошли под ту арку. На четверых у ночных бродяг было семь десятилитровых ведер, что для Петербурга не совсем обычно.
Прибывшие по сообщению о непонятном сотрудники отдела вневедомственной охраны застали четверку в тот момент, когда они раскрашивали стену дома находящейся в ведрах краской. Согласно протоколу - «из хулиганских побуждений». Вместе с ведрами все поехали в полицию, объяснять свое поведение.
К сожалению, сейчас уже не установить, что это было: выдающийся арт-объект или банальная мазня, так как уже к обеду мало понимающие в акционизме, абстракционизме и прочих перформансах сотрудники ЖКС-1 Центрального района безжалостно, но аккуратно стенку перекрасили. На глазах журналиста под валиком коммунальщиков исчезал последний участок, разукрашенный всеми цветами радуги. На память о современном искусстве остались цветные кляксы на тротуаре.
«Никакой краски у меня не было — я занималась развеской, - таков был ответ Татьяны Титовой на уточняющий вопрос журналиста, - но какие-то задержанные с краской были, в отделе полиции было много задержанных, не знаю, что ещё ответить на это». «Фонтанка» так и не поняла, расценивать ли эти слова как тактический прием в борьбе с режимом или как отречение от соратников.
Александр Донской, как оказалось, ни о какой краске, равно как и о том, кто такие его земляки-архангелогородцы, задержанные с ведрами этой краски, понятия не имеет. «Я не могу сказать, что именно там происходило, кто были эти люди, потому что даже не знаю, кого именно, кроме Титовой, задержали. А в полиции ничего не поясняют». Спросить у Титовой владелец музея не смог — проблемы со связью.
Сотрудница жилкомсервиса, с которой удалось поговорить корреспонденту, рассказала, что ЖКС намерен добиваться от хозяина здания на Невском, дом 20, расторжения договора аренды с владельцами музея. Тем более что привлечь к ответственности ночных визитеров они не смогут, если только к процессу не подключится районная администрация. В то же время для самого ЖКС это стоило двух банок краски и времени работника коммунальных служб, которого аврально сняли с другого объекта.
«Хамство власти»
Если в ночном мероприятии здравый смысл наблюдался в действиях полиции, день внес коррективы. К вечеру 3 сентября Татьяна Титова вновь оказалась в участке. Как сообщили в ГУ МВД, участковым уполномоченным 78-го отдела полиции «был зафиксирован факт нарушения целостности печати». По словам представителя ведомства, сотрудница полиции потребовала у Татьяны Титовой предъявить документы, а также пояснить, на каких основаниях та находится в опечатанном помещении. Не получив ответа, женщину доставили в 78-й отдел полиции, решается вопрос о привлечении управляющей Музеем власти к административной ответственности. О том, состав какого правонарушения содержит срыв непонятно на каких основаниях налепленной печати, не поясняется. По словам адвоката Шалькова, правоохранительные органы не предоставили официальных бумаг, в которых бы указали основания для опечатывания музея и не разъяснили музейщикам последствия проникновения внутрь помещения.
Президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский высказался более решительно: «Люди должны жить и радоваться: ходить в музеи, готовить выставки. А власть должна осуществлять свои полномочия в соответствии с законом. Опечатывать помещение она имеет право, но для этого необходимо получить некий властный акт. В ином случае, если властного акта не было, мы имеем дело с хамством власти. В Гражданском кодексе есть такое понятие, как "самозащита права". И действия сотрудников музея, подчеркну, если никакого официального документа не было, укладываются в это понятие. Потому что закрытие музея может нанести материальный ущерб владельцам музея, ведь у них есть некие обязательства, договорные отношения. Но если ни суд, ни следователь не подписал документы, в которых бы указывалось, на основании чего опечатывают, кто принял это решение, то действие сотрудников полиции невозможно будет оспорить в суде. А это уже нарушение прав».
СК в поисках крамолы
Судьба четырех картин, изъятых полицейскими, сотрудникам музея не ясна. Как сообщала полиция, назначено некое исследование, а материал проверки передан для принятия процессуального решения в Главное следственное управление СК России по Петербургу. На заданные правоохранительным органам вопросы журналисты сегодня ответов не получили. Так, до сих пор неизвестно, признаки какого преступления были усмотрены в полотнах и кто их исследует.
По данным «Фонтанки», следователи безмерно благодарны инициативным коллегам из полиции, из-за которых СК вынуждено будет выразить свое формальное отношение к произведениям Константина Алтунина. Станет ли это постановлением о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового - читаться будет, как бестселлер. Особенно учитывая персонажей. Тем временем сам художник Алтунин сразу же после изъятия своих творений покинул страну и заявил о намерении просить политического убежища во Франции.
Денис Коротков,
Ольга Мясникова,
«Фонтанка.ру»