Жители дома на Горной, 22, в Коломягах, который в июле этого года Приморский районный суд признал самостроем, решили убедить вице-губернатора Марата Оганесяна отказаться от сноса здания с помощью митинга. Четырехэтажный дом на 65 семей уже полностью достроен и передан дольщикам. Если власть не примет решение его сохранить, под бульдозер может пойти еще треть «Никитинской усадьбы», в которой проживает более 800 семей, говорят дольщики.
Митинг у дома на Горной, 22, в Коломягах должен был начаться в полдень. Жители «Никитинской усадьбы» планировали «в публичной форме высказать мнение относительно решений о сносе домов». Однако прибывавшие вовремя журналисты лишь присоединялись к группе дольщиков с транспарантами. В центре живого круга находилась депутат ЗакСа Марина Шишкина.
«Мы не можем допустить, чтобы от непрофессионализма и халатности власти, не остановившей незаконную застройку на начальном этапе, пострадали люди. Виноваты надзорные и контролирующие органы!» - настраивала жителей на боевой лад Марина Шишкина.
Впрочем, дольщики и сами подготовились к митингу основательно. Почти каждый из них был вооружен транспарантами одинакового формата с напечатанными лозунгами: «Снос дома — не решение проблемы», «Это — не стройка, это — жилые дома». Кроме того, в августе жители Коломяг направили петицию с просьбой сохранить дом вице-губернатору Марату Оганесяну и губернатору Георгию Полтавченко. Копии были разосланы начальнику Госстройнадзора Леониду Кулакову, председателю КЗР Валерию Калугину и уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге Александру Шишлову. На данный момент петиция на сайте Change.org собрала более тысячи подписей.
«По сути, 40% жителей продали все, что смогли, для приобретения этих квартир. Порядка 30% - семьи с малолетними детьми, примерно 5% - беременные женщины, около 25% - пожилые люди (чьи-то родители). Эти квартиры мы ждем уже 3 -5 лет с момента подписания договора и вот дождались, их решили снести», - говорится в обращении.
Уповать на волю власть имущих — похоже, единственная возможность сохранить жилье для покупателей квартир в Коломягах. На встрече с жителями депутат Марина Шишкина представила ответ управления президента РФ по работе с обращениями граждан от 31 августа. С одной стороны, строить малоэтажные многоквартирные дома и объекты общественно-деловой застройки в Коломягах можно — по Генплану 2005 года квартал «Никитинской усадьбы» относится к зоне 2ЖД, говорится в документе. С другой - в 1998 году вышло распоряжение губернатора, обременившее участки зоной Р2, в которой можно строить только индивидуальные жилые дома.
Возможно, поэтому Северо-Западная строительная корпорация так и не смогла оформить разрешение на строительство жилого дома, расположенного на трех земельных участках - Горная улица, 22, Тбилисская улица, 38 и 40. «Каких-либо мер к согласованию строительства застройщик как до начала строительства, так и в период возведения объекта не предпринимал», - говорится в ответе управления президента.
Застройщик не влился в политику
«Никитинская усадьба» - один из самых приятных новых жилых районов в Петербурге. Еще в начале 1990-х он представлял собой индивидуальную жилую застройку. Затем выкупать и арендовать земли у частных собственников начали строительные компании. Теперь высота домов в нем не превышает пяти этажей. Квартиры в кирпичных зданиях обеспечены как минимум двумя парковками и приусадебным участком. Путь к «Усадьбе» от метро «Удельная» занимает всего 15 минут пешком. Все бы хорошо, вот только не все из домов комплекса построены, по мнению властей, законно.
«Всего в районе построено около 60 домов, в которых живет более 800 семей, - рассказал «Фонтанке» один из жителей района. - Где-то застройщик получал разрешение на строительство, где-то — нет».
«Мы тоже столкнулись с проблемами — было трудно зарегистрировать право собственности на квартиру, но теперь все нормально», - поделился и пришедший на митинг футболист «Зенита» Андрей Аршавин. Спортсмену в «Никитинской усадьбе» принадлежат дом и квартира, а в здании, приговоренном судом к сносу, — два парковочных места.
В ситуации с законностью строительства жители разобрались только после того, как узнали о проигранном Северо-Западной строительной корпорацией суде. «Мы покупали квартиры в доме в 2009 - 2010 годах, и нас не привлекали в качестве третьего лица в судебных разбирательствах», - рассказали жители. Для собственника земли сложившаяся ситуация также стала сюрпризом. Так как СЗСК является только арендатором земли, а сами участки под домом на Горной принадлежат частному собственнику, — в качестве ответчика суд привлек именно его. «Застройщиком не были получены разрешительные документы на строительство. На руках у нас были только свидетельство о праве собственности и договор аренды», - рассказала представитель собственника участка Анжелика Чернова.
И жители, и собственник земли теперь уповают только на политическую волю вице-губернатора Марата Оганесяна и Георгия Полтавченко. Если политическое решение по дому на Горной, 22, не будет принято, снесены могут быть и другие, уже полностью обжитые здания квартала — всего в списке домов, построенных на землях для ИЖС, комитета по земельным ресурсам находится более 20 зданий «Никитинской усадьбы». Именно на этот, местами спорный, список опирается Госстройнадзор, отстаивая права города в суде.
Справка:
В апреле 2012 года правительство Петербурга наделило Госстройнадзор правом отстаивать интересы города в суде. И уже 29 мая 2012 года служба обратилась с иском о сносе жилого дома на Горной улице в Приморский районный суд. 4 июля 2013 года первая инстанция признала четырехэтажный жилой дом с цокольным этажом самостроем и постановила снести его за счет застройщика. В настоящий момент все квартиры в доме на 65 семей переданы жителям, часть из них — заселена. Стоимость квадратного метра в доме составляла около 100 тыс. рублей за кв. м.
Ольга Макарская, «Фонтанка.ру»