Смольный затеял очередной мусорный эксперимент. В 2014 году за вывоз отходов из трех городских районов станут отвечать не специализированные транспортные компании, а перерабатывающие заводы. Чиновники уверяют: главная цель - забота об экологии, но не все эксперты «Фонтанки» уверены, что это так. Зато они утверждают: многомиллионные денежные потоки на рынке мусорных перевозок будут перераспределены.
С 2014 года в Московском, Колпинском и Красногвардейском районах запустят эксперимент по вывозу мусора. Управляющие компании, отвечающие за обслуживание домов, должны будут платить за эту услугу не транспортным фирмам, а перерабатывающим отходы заводам. Такое сообщение было озвучено 3 сентября в Смольном на закрытом совещании вице-губернатором, курирующим сферу ЖКХ, Владимиром Лавленцевым.
«Сегодня все сваливается в один котел. Нет правильной сортировки, современных заводов. И эти вопросы надо решать сейчас», – отметил чиновник.
С помощью новой идеи власти надеются сделать прозрачной запутанную схему мусорных перевозок, пояснили «Фонтанке» в комитете по благоустройству. Сейчас она выглядит так: жилкомсервисы или ТСЖ собирают с петербуржцев плату за «вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов». На эти деньги нанимаются специализированные транспортные компании, которые должны опорожнить бачки, передислоцировать их содержимое на полигоны и там договориться об его утилизации. Однако на практике так происходит далеко не всегда. Многие мелкие фирмы бросают мусор, не довозя его до свалок, а деньги кладут себе в карман.
«В Петербурге все отходы захораниваются, нет даже относительно современной сортировки. При этом полигон “Новоселки” вырабатывает свой ресурс, и денег на его рекультивацию в бюджете нет. Мы толком не можем сказать, кто вывозит отходы и куда. А цель поставлена: полностью перейти к сортировке с дальнейшей переработкой», – добавил в разговоре с «Фонтанкой» Владимир Лавленцев.
По словам чиновника, эксперимент призван решить экологические проблемы. И, если опыт будет успешным, то с 2015 года распространится на все районы города. Впрочем, речь идет не только об окружающей среде, но и о солидных деньгах, подсчитала «Фонтанка». Услуга по вывозу и утилизации ТБО обходится собственникам квартир в 3,56 рубля с квадратного метра. Учитывая, что совокупная площадь жилых помещений в Московском, Красногвардейском и Колпинском районах составляет более 17 миллионов квадратных метров, то можно сделать вывод: на отходы здесь собирают более 60 миллионов рублей ежемесячно и 720 миллионов – ежегодно.
Теперь завидные суммы перейдут под контроль мусороперерабатывающих заводов, которые сами выберут транспортных подрядчиков. Заметим, что в городе насчитывается два наиболее мощных утилизационных комплекса – это принадлежащий Смольному МПБО-2 в Левашово и его филиал на Волхонском шоссе.
«Должно быть, количество организаций, вывозящих ТБО, в результате изменений уменьшится, – выступил с прогнозом глава экологического движения “Зеленый крест” Юрий Шевчук. – Существуют фирмы, не имеющие ничего, кроме круглой печати, которую они ставят на справку о транспортировке мусора. По оценкам некоторых экспертов, около трети денег, поступающих от жилищников на работу с твердыми бытовыми отходами, уходит в теневую сферу. Теперь этого легче будет избежать». Как полагает Шевчук, позитивный эффект от нововведения очевиден: «В Ростове проводили похожий эксперимент. Конкуренция между перевозчиками существенно повысилась, они чуть не дрались за мусор. Это очень хорошая схема, за которую мы выступали».
Со сдержанным одобрением идею Смольного воспринял и глава «Спецтранса № 1» – крупнейшего предприятия, специализирующегося на перевозке отходов, Анатолий Язев. Как подчеркнул бизнесмен, городские власти предварительно консультировались с ним о реформе. «Давно уже обсуждалось, что мусор – такая сфера, которую нужно контролировать. Интересы добросовестных перевозчиков нарушены не будут», – подчеркнул Язев. Впрочем, добавил, что эксперимент лучше оценивать по его итогам, а механизм исполнения воли Смольного еще не до конца понятен. Интересы Язева реформой, действительно, затронуты будут не чрезвычайно, ведь «Спецтранс № 1» является совладельцем частного полигона «Новый Свет – ЭКО» в Гатчинском районе Ленобласти и, вероятно, сможет действовать по договорам с ним.
Другие специалисты мусорной проблемы оказались настроены менее оптимистично. «В принципе, ничего не изменится по ряду понятных причин, – оценил вице-губернаторскую инициативу президент демонтажной группы компаний “РАЗМАХ” Игорь Тупальский. – Во-первых, непонятно, как будут выполняться новые правила с юридической точки зрения. Во-вторых, а в чем, собственно, проблема? Кто раньше запрещал жилищникам напрямую заключать договоры со свалками? Почему наше предприятие это делать может, а они – нет?»
Тупальский считает, что единственное условие прозрачности на мусорном рынке – экономическая целесообразность. Ее же в ситуации, когда оба находящихся в городе перерабатывающих завода находятся под контролем Смольного, добиться сложно. «Любой структуре, которая захочет наладить с ними взаимодействие, нужно семь железных сапог стоптать», – отмечает эксперт. Он также считает, что внятные способы контроля за ТБО должен предлагать комитет по природопользованию, но профильное ведомство от проблемы пока устранилось.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»