По версии следствия, неустановленные лица похитили у профсоюзов 10 объектов недвижимости, расположенных в посёлке Молодёжное на Приморском шоссе, дом 648. Петербуржцы привыкли называть все эти объекты недвижимости санаторием «Чёрная речка».
Мошенничество в особо крупном размере
Факт возбуждения уголовного дела подтвердил «Фонтанке» старший следователь Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Александр Несвит. По его словам, дело возбуждено по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Потерпевшим в рамках данного дела признана Ленинградская федерация профсоюзов в лице своего председателя Владимира Дербина.
Именно по заявлению якобы случайно узнавшего об этом председателя Ленинградской федерации профсоюзов Владимира Дербина и возбуждено уголовное дело. Подозрительное ООО на 50% принадлежит самой федерации, а господин Дербин обратился в органы через 6 лет после того, как узнал об исчезновении санатория из списка профсоюзной собственности.
Заявление Владимир Дербин написал несколько месяцев назад, и не совсем по личной инициативе – соответствующее решение было принято президиумом федерации «в связи с открывшимися обстоятельствами о нарушении законодательства при регистрации права собственности ООО «Санаторий «Чёрная речка» на объекты недвижимости». Между тем события, ставшие основой фабулы этого уголовного дела, датируются 1994 годом, и «Фонтанке» доподлинно известно, что руководители профсоюзов узнали о них ещё в 2007 году.
Профсоюзы обвиняют самих себя?
Следствие полагает, что неустановленные лица сфальсифицировали решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 января 1994 года. Из фальшивки следовало, что 10 объектов имущества санатория «Чёрная речка» переходит в собственность «Треста Севзапкурортстрой» за долги, которые якобы накопились перед ним у Ленинградской федерации профсоюзов. Далее, по версии следствия, преступники подделали договор купли-продажи и акты приёма-передачи имущества, из которых следовало, будто «Севзапкурортстрой» продал имущество санатория ЗАО «Санаторий «Чёрная речка».
Сегодня ЗАО вообще не имеет никакого имущества, а санаторий принадлежит одноимённому ООО – 22 августа 2006 года ЗАО продало «Чёрную речку» этому ООО за 470 000 рублей. Для сравнения заметим: по данным «Фонтанки», в апреле 2013 года профсоюзам поступило предложение о приобретении санатория – в качестве стартовой цены назывались 700 000 000 рублей.
В адресованном Следственному комитету заявлении Владимира Дербина так и написано: «Приобретение и регистрация права собственности на объекты недвижимости были произведены путём мошеннических действий со стороны лиц, стоящих за ООО «Санаторий «Чёрная речка».
Логичный вопрос: кому же принадлежит ООО, в интересах которого, как считает глава Ленинградской федерации профсоюзов, злодеи похитили санаторий? Ответ информационно-аналитической системы «СПАРК-Интерфакс»: 50% долей ООО принадлежат ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» и двум неизвестным широкой общественности физическим лицам, а ещё 50% принадлежат… самой Ленинградской федерации профсоюзов.
Федерация обвиняет в хищении имущества санатория саму себя? К сожалению, разгадать эту загадку с помощью Владимира Дербина «Фонтанке» не удалось – до момента выхода этой публикации он на редакционный запрос не отреагировал.
По мнению Александра Несвита, ЛФП в лице господина Дербина вынуждена была обратиться в Следственный комитет после того, когда стало ясно, что профсоюзы в принципе не могут воспользоваться принадлежащим им, как они считали, имуществом санатория. И даже странные 50% долей в фактически названным злодейским ООО «Санаторий «Чёрная речка» не помогают – всё имущество заложено, а потому отчуждению ни в каком виде не подлежит.
Уголовное дело = вымогательство?
«Фонтанке» удалось связаться с человеком, которому Следственный комитет, вероятно, попытается «примерить» роль главного злодея в рамках данного уголовного дела. Это петербургский бизнесмен Дмитрий Мисюра (известен в бизнес-сообществе, в частности, как генеральный директор ЗАО «Пулково-цветы»), который представился основным владельцем санатория «Чёрная речка» – по его словам, ему принадлежат более 60% акций ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» через некое юридическое лицо.
По словам бизнесмена, некоторое время назад глава ЛФП Владимир Дербин потребовал, чтобы ЗАО выкупило принадлежащие федерации 50% долей одноимённого ООО за 400 000 000 рублей.
- Обращение Дербина в правоохранительные органы и возбуждение уголовного дела – это способ давления, цель которого – заставить меня согласиться на сделку на таких условиях. Я их считаю несправедливыми, потому что независимые оценщики оценили эту долю не более чем в 70 000 000, - заявил Дмитрий Мисюра. – Я сказал Дербину, что он может обращаться куда угодно: ведь уголовным делом должно пугать того, кто совершил какие-то преступления, а нас бессмысленно пугать.
«Фонтанка» попросила его прокомментировать версию следствия о том, что контролируемое им ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» стало обладателем имущества санатория на основании сфальсифицированного договора купли-продажи с ЗАО «Трест Севзапкурортстрой».
- Я этого договора в глаза не видел, и никто его не видел, – говорит Дмитрий Мисюра, – договор был заключён задолго до того, как ЗАО стало нам принадлежать!
О пользе ничейного санатория
Дмитрий Мисюра утверждает, что в начале 90-х годов зарегистрированных прав собственности на здания санатория «Чёрная речка» вообще ни у кого не было – юридически брендовый санаторий на берегу Балтийского моря был ничейным. ЗАО «Санаторий «Чёрная речка», по словам бизнесмена, арендовало имущество санатория у профсоюзов, которые якобы безуспешно пытались зарегистрировать свои права на него. По его данным, в конце концов профсоюзам удалось оформить права собственности лишь на 5 из 15-ти объектов – на остальное не хватило документов.
К 2006 году, говорит Мисюра, подошёл 15-летний срок добросовестного использования ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» 10-ти «ничейных» объектов санатория. Закон позволял зарегистрировать права собственности пользователя на такое имущество. По словам бизнесмена, его юристы обратились тогда в бывший строительный главк профсоюзов – в ЗАО «Трест Севзапкурортстрой» – с целью изучения вопроса о возможном собственнике. И якобы получили ответ, который на протяжении многих лет не могли получить профсоюзы: оказывается, собственник есть – это ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» (основным владельцем которого представился Мисюра)!
Оставалось лишь попросить руководство треста зарегистрировать эту собственность на его компанию.
- Мы их попросили это сделать, - говорит Мисюра, - они это сделали за деньги…
Изложенная им логика событий кажется странной. Как это вдруг в «Севзапкурортстрое» обнаружили, будто имущество санатория принадлежит контролируемому бизнесменом ЗАО «Санаторий «Чёрная речка»? Ведь договор, на основании которого это якобы обнаружили, следствие считает фальшивым, а получивший благодаря ему почти за просто так 10 объектов санатория на берегу Балтийского моря господин Мисюра во время, которым датирован подозрительный договор, якобы никакого отношения к ЗАО не имел.
20 лет спустя
Исторически санаторий «Чёрная речка» был профсоюзной собственностью. В ноябре 1992 года Ленинградская федерация профсоюзов и Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) подписали договор, в соответствии с которым имущество санатория разделено между ЛФП и ФНПР в пропорции 80% и 20% соответственно. Принадлежавшие ФНПР 20%, по словам Дмитрия Мисюры, контролируемое им ООО «Санаторий «Чёрная речка» в дальнейшем честно купило.
1994 годом датируются события, в результате которых заинтересовавшие следствие здания санатория стали полной собственностью ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» - эти события сейчас трактуются Следственным комитетом как мошенничество в особо крупном размере. Благодаря им 27 сентября 2006 года получившее санаторий за 470 000 рублей одноимённое ООО зарегистрировало своё право собственности на всё заинтересовавшее сегодня следствие имущество.
В апреле 2007 года Ленинградская федерация профсоюзов обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признания за ней права собственности на одно из санаторных зданий. Из заявления Владимира Дербина следует, что именно в ходе этого процесса ему стало известно, что санаторий не является больше профсоюзной собственностью.
Как следует из материалов сайта Высшего арбитражного суда РФ, в ходе процесса (который профсоюзы проиграли) между ЛФП и ООО «Санаторий «Чёрная речка» было заключено некое мировое соглашение. В ноябре 2008 года Федерация стала владельцем 50% долей «злодейского» ООО – не в этом ли причина того, что Владимир Дербин не счёл тогда необходимым обращаться в правоохранительные органы?
Может, тут был какой-то глубокий экономический расчёт, но нам по-обывательски непонятно: профсоюзам не жалко было вот так запросто расстаться с другими 50% собственности?
Дмитрий Мисюра описывает эти события так: в 2008 году профсоюзы решили стать участниками принадлежавшего ему ООО «Санаторий «Чёрная речка», для чего внесли в уставный капитал свои 80% долей имущества 5-ти объектов санаторной недвижимости. Так ЗАО «Санаторий «Чёрная речка» и Ленинградская федерация профсоюзов оказались равноправными владельцами одноимённого ООО, которому фактически принадлежит всё имущество санатория.
- С тех пор они абсолютно спокойно жили, участвовали в совете директоров, в принятии решений о каких-то сделках и так далее. Сказать, что для них это было новостью, невозможно, - заявил «Фонтанке» Дмитрий Мисюра. – А сейчас вдруг они написали заявление, будто у них что-то украли! Меня возмущает, что профсоюзы сначала обратились по этому вопросу в арбитраж, получили аргументированный отказ в трех инстанциях, затем признали наши права партнеров, внеся в капитал компании свою недвижимость, а через 5 лет вдруг решили писать заявления, явно о чем-то не договаривая органам следствия…
Самая дерзкая фальсификация
Любопытно, что в то время петербургский Следственный комитет заинтересовался частью этой истории. В марте 2008 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 30, частью 3 статьи 159 и частью 2 статьи 327 УК РФ («Покушение на мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения» и «Подделка документов, совершённая с целью скрыть другое преступление»).
В этом деле речь шла о неких неустановленных лицах, которые умудрились сфальсифицировать процессуальные документы от имени следователя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу и на основании фальшивок произвести выемку всех правоустанавливающих документов о правах собственности на имущество санатория «Чёрная речка» из Курортного отдела Федеральной регистрационной службы.
Обращает внимание: заинтересовавшие Следственные комитет события датированы августом 2007 года – это самый разгар разбирательства арбитражного процесса, в ходе которого профсоюзные представители обнаружили, что санаторий «Чёрная речка» их общественной организации больше не принадлежит.
Расследование данного уголовного дела почему-то было приостановлено. Зато появилось странное мировое соглашение между ЛФП и ООО «Санаторий «Чёрная речка», после которого выяснилось, что профсоюзы фактически подарили этой частной компании половину санатория. И вот, 5 лет спустя, Владимир Дербин неожиданно обвинил это ООО в хищении профсоюзной собственности, о чём заявил в правоохранительные органы. Последние теперь расследуют события, происходившие почти 20 лет назад.
Ленинградская федерация профсоюзов на протяжении последних лет регулярно оказывается в центре внимания прессы в связи с управлением или продажей профсоюзного имущества. В большинстве таких историй оказывается замешано и ЗАО «Трест Севзапкурортстрой», выступающее в роли компаньона ЛФП по сделкам с профсоюзной недвижимостью.
Так, мы писали про конфликт между ЛФП и группой компаний «Открытие» из-за имущественного комплекса Дворца культуры имени Кирова и про интригующие обстоятельства продажи профсоюзами учебно-спортивной базы «Спартак» на Каменном острове.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»