Успехи «Ростелекома» в запуске новой сети мобильной связи решила оценить "Фонтанка". Свою сеть, которая не охватывает даже всей территории города и доступна только для владельцев относительно дорогих телефонов, поддерживающих стандарт 3G, компания запустила месяц назад. Несмотря на такие ограничения, эксперты в целом положительно оценивают первые итоги и перспективы развития шестой сети в Северной столице.
Оператор и его дилеры пока отказываются называть количество подключившихся абонентов, преждевременным считают оценивать и объем потребляемых ими услуг, распределение голосового и интернет-трафика. Но уже сейчас проявились реальные преимущества и недостатки новой сети, полезной или не слишком подходящей для различных категорий петербургских потребителей.
Территория 812
По мнению руководителя информационно-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, ожидать шквала подключений изначально не стоило. «Это не смартфоны Apple, за которыми накануне начала продаж уже выстраиваются очереди. Спрос можно назвать сдержанно-разведывательным – абоненты изучают ситуацию, тарифы и условия», – говорит эксперт.
«Ростелеком» предлагает всего два общих и несколько специализированных тарифных планов для пользователей мобильного Интернета. Все новые абоненты подключаются на базовый план «Звони своим», предусматривающий плату всего в 9 копеек за минуту разговора с абонентами того же «Ростелекома» (как сотовыми, так и обычными городскими телефонами). Вызовы на иные сети обойдутся в 90 копеек за минуту, а за 9 копеек можно также отправить SMS и на номер любого российского оператора.
На первый взгляд это самые низкие цены в Северной столице – звонки на стационарные телефоны и эсэмэски меньше чем за 90 копеек (без абонентской платы и иных обременений) не предлагает ни один оператор. С другой стороны, низкая стоимость звонков на городские номера (в зоне 812) очень обманчива – далеко не все они находятся в ведении «Ростелекома». Никаких критериев, как отделить «своих» от «чужих», в компании не существует – выяснить, кому принадлежит номер, потребитель может, только запросив данные в реестре российской системы и плана нумерации. В итоге стоимость каждой минуты звонка может вместо ожидаемых 9 копеек непредсказуемым образом вырасти в десять раз больше.
Демпинговые цены на вызовы внутри сети – стандартный маркетинговый ход всех выходящих на новый рынок операторов. Именно за счет такой акции почти одиннадцать лет назад «МТС» очень быстро смогла привлечь большое число абонентов и даже целые коллективы. Однако эксперты скептически относятся к актуальности такой «бородатой» политики.
«Сегодняшняя рыночная ситуация существенно отличается от 2002 года, когда в Санкт-Петербурге появился первый конкурент «Мегафона» (тогда «Северо-Западный GSM»), предложивший звонки внутри сети по 1 центу за минуту, – говорит Денис Кусков. – Тогда многие петербуржцы впервые стали пользоваться услугами мобильной связи, так как в условиях фактической монополизации они были для них слишком дороги. Сейчас же рынок голосовой мобильной связи уже насыщен, а объем новых абонентов (это приезжие студенты, гастарбайтеры, повзрослевшие дети и пр.) не превышает примерно 1 процента».
Однако, по мнению экспертов, может оказаться востребованным специальный тарифный план с низкой стоимостью междугородной и международной связи («Звони домой» – 2,5 рубля за минуту звонков по России и до 3,50 – по СНГ). По данным «Ростелекома», его выбрали 10 процентов всех подключившихся абонентов. «Он ориентирован на большую армию приезжих рабочих, чаще всего проживающих в нетелефонизированных помещениях, а потому лишенных возможности пользоваться как стационарным аппаратом, так и IP-телефонией (по карточкам)», – поясняет Денис Кусков.
Виртуальные просторы
Сам оператор не скрывает, что сеть ориентирована прежде всего на предоставление услуг по передаче данных. Пользователям смартфонов и планшетов «Ростелеком» предлагает также демпинговые цены. На базовом тарифе («Звони своим») доступ в Интернет обойдется в 9 копеек за Мбайт. За «безлимитку» (до 100 Мбайт в сутки без ограничения скорости) нужно заплатить 3 рубля в день, предлагается ряд пакетов и других тарифов. Это опять же самые низкие цены в Санкт-Петербурге – конкуренты требуют заплатить минимум 250 рублей за полноценное (на нормальной скорости) скачивание 3 Гбайт в месяц (100 Мбайт в день), а помегабайтные тарифы на порядок отличаются от предлагаемых новым оператором.
«Изначально «Ростелеком» вышел на рынок Санкт-Петербурга как провайдер широкополосного доступа в Интернет и фиксированной связи, – говорит Юрий Лабис, коммерческий директор группы «Связной». – При запуске сотовой сети компания сделала логичное расширение спектра услуг: если ранее клиент использовал Интернет от «Ростелекома» дома, теперь он может пользоваться им при помощи портативной электроники, например планшетных компьютеров, продажи которых растут (за половину 2013 года они увеличились на 215 процентов). В любом случае всего лишь через месяц после старта продаж делать выводы о динамике продаж рано».
Исследования новой сети, проведенные проектом 3GSpeed, подтверждают качественный прием сигнала в заявленной зоне (в пределах КАД). Более того, «Ростелеком» поставил рекорд по скорости – средняя составила 4,2 Мбит/секунду, что почти в два раза выше, чем у занимавшего первое место «Мегафона» (2,4 Мбит).
«Покрытие достаточно ровное, провалов не было нигде. Но нужно понимать, что сеть сейчас абсолютно пустая, и при росте нагрузки средняя скорость может существенно снизиться. Ведь общая пропускная способность канала ограничена, и чем больше в данный момент пользователей использует мобильный Интернет и чем больше они качают данных, тем меньше остается «свободного места» для остальных», – говорит Алексей Резванов, руководитель проекта 3GSpeed.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной
Сейчас у петербуржцев есть шанс по максимуму использовать возможности новой сети. В конце сентября «Ростелеком» обещает запустить новые базовые станции. Выход оператора на рынок корпоративных клиентов состоится в лучшем случае в ноябре.
Есть, правда, и многочисленные «но». Так, по данным TelecomDaily, только около трети используемых в Санкт-Петербурге мобильных телефонов поддерживают стандарт 3G. А потому далеко не для всех бюджетных абонентов экономия на низкой стоимости звонков окупит покупку нового аппарата.
В копеечку обойдется использование подключенного к «Ростелекому» телефона в режиме роуминга. Собственные сотовые сети крупнейший оператор фиксированной связи развивает только в 16 субъектах Федерации: по последним опубликованным Роскомнадзором данным, общая численность базовых станций (и почти прямо пропорционально обслуживаемая ими площадь) в семь раз уступает, например, ОАО «Мегафон». На остальной территории России, в том числе всего Северо-Запада и в Москве, абонентам придется пользоваться услугами конкурентов. За пределами Санкт-Петербурга минута входящая или исходящая обойдется в 9 рублей, SMS – 4 рубля, доступ в Интернет – 80 рублей за Мбайт. Никаких льготных опций, позволяющих принимать бесплатные входящие звонки и получать иные преимущества, «Ростелеком» не предлагает.
Кроме того, подключающимся к новой сети стоит внимательно изучить условия заключаемого договора. В документе, который журналист «Фонтанки» получил в центре обслуживания компании, содержатся очень странные условия. Услуги предоставляет почему-то не ОАО «Ростелеком», а некое «Уралсвязьинфом», причем в стандарте не 3G (UMTS), а обычного GSM 900/1800 (со всеми вытекающими из этого скоростями доступа в Интернет).
Если клиент не пользуется связью в течение двух месяцев, договор считается расторгнутым (причем это расценивается как расторжение по его просьбе). Еще одна норма угрожает петербуржцам: оператор вправе списывать с абонентов мобильной связи задолженность по любым другим договорам, например – за пользование стационарным телефоном, междугородние и иные разговоры.
Хотя в апреле прошлого года Высший арбитражный суд России счел подобные условия списания долгов незаконными.
Справка
По данным Росстата, на 1 июля в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 90,1 тысячи абонентов сети IMT-MC-450 (ею владеет входящий в структуру «Ростелекома» оператор SkyLink) и 9,9 млн пользователей сетей GSM. Доля «Мегафона» оценивается в 34 процента, «МТС» – в 28 процентов, «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») – в 20, TELE2 – в 18 процентов рынка.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"