Проверка закупок мяса Продовольственным фондом Петербурга, инициированная Георгием Полтавченко, закончилась. 13 сентября ГУ МВД квалифицировало ее результаты. По версии следствия, городской бюджет похудел на 250 миллионов рублей умышленно. Заместитель министра экономического развития Евгений Елин назвал это чудесами. Однако эмоции губернатора помогли возбудить уголовное дело по злоупотреблению положением менее чем за сутки.
"Фонтанке" стало известно, что 12 сентября этого года Георгий Полтавченко и начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Умнов обсудили итоги проверки, инициированной губернатором. Проводил ее комитет по промышленной политике и инновациям Смольного (КППИ). Доводы комиссии указывают, что в течение 2010 - 2012 годов государственное унитарное предприятие «Продовольственный фонд» (принадлежит городу, структура КППИ, обеспечивает продовольственную безопасность Петербурга) заключало сомнительные, по мнению контролеров, сделки по пополнению стратегических запасов мяса. В следствие чего дебиторская задолженность поставщика перед ГУП «Продовольственный фонд» достигла 250 миллионов рублей (говоря формально-налоговым языком, это не бюджетные средства, так как все операции велись за счет средств уставного капитала ГУПа).
Журналисты «Фонтанки» узнали, что указание провести проверку от губернатора Петербурга поступило в конце января этого года. Фактически сразу после расторжения в декабре 2012 года контракта с руководителем ГУП «Продовольственный фонд» Олегом Новожениным (на этой позиции он проработал с 27 января 2011-го до 3 декабря 2012 года). Группу контролеров из числа сотрудников комитета возглавлял сотрудник действующего резерва ФСБ, курирующий тот же комитет по промышленной политике, а соответствующие запросы направлялись в Росфинмониторинг. Закончилась проверка в начале сентября 2013-го.
Также около месяца назад по просьбе губернатора интерес к ГУП проявило Управление федеральной антимонопольной службы по Петербургу. Но это ведомство изучает процедуры поставок зерна, где у комиссии возникли сомнения по поводу целесообразности фирм-посредников. По мнению сотрудников комитета по промышленной политике, при заключении с ними контрактов ГУП терял от 250 до 500 рублей за тонну.
В материалах, поступивших в Главное следственное управление ГУ МВД, отражено, что в марте 2012 года Продовольственный фонд заключил контракт с ООО «Торгово-мясная компания Санкт-Петербург» ("ТМК" - компания в течение трех лет работала с фондом и в общей сложности выполнила 42 контракта). Предмет договора - поставки мяса глубокой заморозки, цена договора - около 150 миллионов рублей, срок - 4 месяца. Деньги были выплачены авансом, но мясо, согласно версии проверяющих, а теперь и следствия, на склады так и не поступило. Тем не менее за несколько недель до конца срока поставки Продовольственный фонд заключает с «ТМК» второй договор, на такую же сумму и на тех же условиях, перечисляя ещё один аванс.
По мнению одного из наших собеседников в фонде, «поставки по первому договору «ТМК» выполнила на две трети оговоренного объема».
Тем не менее после этого в августе 2012 года в Продовольственном фонде узнают о начале процедуры банкротства в «ТМК», а затем и о смене владельцев. Суммарная задолженность компании десяткам заказчиков и банкам «Уралсиб», Банк «Санкт-Петербург» составила около 6,5 миллиарда рублей. Из серьезных активов «ТМК» остались лишь квоты, позволяющие растаможивать продукцию дешевле.
Ущерб городу составил около 250 миллионов рублей.
Один из бывших руководителей ГУПа Олег Новоженин так ответил «Фонтанке» по поводу ситуации с дебиторской задолженностью: «ТМК» входила в пятерку крупнейших импортеров мяса на Северо-Западе, с которым мы работали много лет и заключили несколько десятков сделок. По правилам делового оборота, мясо всегда покупается со стопроцентной предоплатой, в отличие, например, от муки, где идет отсрочка платежа. Никаких признаков банкротства не было, ни по документам, ни по информации на рынке, где сотни покупателей сразу узнают о проблемах поставщиков. Все предыдущие сделки были исполнены в срок. В любом случае, в данной ситуации должны разобраться юристы, которые уже выиграли суды и арестовали квоты «ТМК» стоимостью несколько миллиардов рублей, и компетентные органы, куда ГУП направило заявление в сентябре 2012 года».
«Фонтанка» спросила мнение и у заместителя министра экономического развития России Евгения Елина, который, как известно, с апреля 2010-го по май 2012 года (исследуемый период проверки) возглавлял комитет по экономике, развитию промышленности и торговли, чьей структурой являлся тогда Продовольственный фонд.
- Чудеса вы мне рассказываете какие-то, - выслушав нашу информацию, произнес Елин и через паузу добавил: - Вы меня извините, но я действительно занят.
Председатель комитета по промышленной политике и инвестициям правительства Петербурга Максим Мейксин ответил журналисту на вопрос о фонде и мясе так: «Действительно, по распоряжению губернатора наш комитет с привлечением правоохранительных органов провел проверку деятельности подведомственной нам структуры - ГУП «Продовольственный фонд». Результаты по решению губернатора были переданы в следствие».
Столь исчерпывающую информацию Мейксин произнес на одном дыхании. Что, по нашему мнению, также говорит об уровне эмоций. Пожалуй, впервые следствие возбуждает уголовное дело (статья 201 УК — злоупотребление положением) по материалам, касающимся сложных экономических схем, менее чем через 24 часа после их поступления.
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"