Россия и Финляндия ведут переговоры о том, чтобы допустить финские ледоколы для работы в Петербургском порту. Отраслевые специалисты говорят о том, что потребность в них действительно есть.
«Проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве и взаимодействии в оказании услуг по ледокольной проводке судов в Балтийском море рассматривается на уровне экспертной рабочей группы транспортных ведомств России и Финляндии», - сообщили нашему изданию в офисе главы Торгпредства РФ Валерия Шлямина.
То, что ледокольных мощностей на Балтике недостаточно, стало очевидно зимой 2010/11 года. Об этом красочно писали все СМИ: «Утром 11 марта в Финском заливе находились 153 судна. И только 13 из них были в движении. Остальные ожидают помощи от ледоколов... Сила ледового сжатия оценивается до трех баллов. Это серьезная угроза для корпусов». Паром «Принцесса Мария» из-за льдов опаздывал в Хельсинки. Паром, следующий из Усть-Луги, застрял во льдах. Возникали проблемы с вывозом нефти из порта Приморск.
Недостаток мощностей подтверждает Росморпорт: «В акватории Финского залива иногда возникает дефицит ледоколов в зависимости от условий зимы. Последний раз такой дефицит был в условиях суровой зимы 2010/11 года», - сообщили "Фонтанке.fi" в Северо-Западном филиале ФГУП «Росморпорт».
В зимнюю навигацию к работе в восточной части Финского залива в пиковый период (февраль - март) были привлечены 15 ледоколов (14 ледоколов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и 1 атомный ледокол ФГУП «Атомфлот»), - сообщают в Росморпорте.
«В случае, если необходимые договоренности будут достигнуты, Финляндия будет готова предоставить любой из семи ледоколов нашей компании», - говорит Теро Ваурасте, глава финской ледокольной компании Arctia Shipping ltd.
Финские ледоколы уже работают на территориях других стран, в том числе и в России. «Если смотреть, где работали наши ледоколы в последнее время, то это Россия (транзит вдоль Северного морского пути), США, Гренландия, - рассказал "Фонтанке.fi" господин Ваурасте. - Антарктика - это регион, работа в котором возможна в будущем. Там уже поработали наши экипажи».
В портах Финского залива грузооборот и судозаходы растут большими темпами, особенно в связи с развитием порта Усть-Луга. Программа обновления ледокольного флота при этом пока не синхронизирована с ростом грузовой деятельности, поскольку для строительства ледоколов требуется значительное бюджетное финансирование, рассказывает Надежда Малышева, глава отраслевого информационно-аналитического агентства PortNews.
Недавно для порта СПб было построено два дизельных ледокола. Сейчас ведется строительство 4 дизельных и двух атомных ледоколов для российских портов.
Вместе с тем, по мнению госпожи Малышевой, привлечение российского атомного ледокола обходится порту Санкт-Петербург очень дорого. В этих условиях финские дизельные ледоколы могут быть более дешевыми и более интересными для российских портов Финского залива.
На вопрос о том, во сколько обойдется российской стороне аренда финских ледоколов, господин Ваурасте сообщил, что цена - "вопрос договоренности". Однако коммерческое предложение по работе в Финском заливе было готово уже три года назад.
При этом он добавляет, что российские ледоколы могут одновременно использоваться в территориальных водах Суоми.
По словам Валерия Шлямина, по достижении окончательной договоренности с финляндской стороной по проекту соглашения сторонами «будет инициирована процедура его внутригосударственного согласования».
Справка: Финляндия является одним из лидеров ледокольного судостроения. По данным Торгпредства РФ, доля Суоми в мировом проектировании и производстве ледоколов и судов ледового класса - почти 60%.