Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял прецедентное решение: доказательством непричастности абонента сотовой сети к оформленной на его номер рассылке стали данные о сайте, с которого проходила авторизация.
Жалобу в управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу подал клиент ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) – житель Тосненского района Ленинградской области гражданин С. За три недели за платный доступ к неким ресурсам оператор списал с его счета почти 250 рублей. Абонент утверждал, что никаких подписок не заказывал, но сотовая компания с этим не соглашалась.
В «МТС» ссылались на данные, полученные от своего партнера – ООО «Тот Мани». Якобы сам клиент ввел свой номер на сайте контент-провайдера, получил SMS с паролем, с помощью которого через тот же сайт активировал подписку.
Для проверки этих утверждений надзорный орган запросил данные о принадлежности IP-адреса, с которого пользователь Интернета заходил на сайт и совершал указанные оператором и контент-провайдером действия. Выяснилось, что он был выделен расположенной на Невском проспекте стоматологической клинике и не мог использоваться абонентом «МТС» по месту жительства. На основании таких данных Роспотребнадзор наложил на сотовую компанию административный штраф.
Суд, в который обратился оператор, также пришел к выводу о незаконности его действий.
«В материалах дела отсутствуют доказательства наличия соглашения о предоставлении абоненту дополнительных платных услуг… Так, не подтверждено соответствующими доказательствами то обстоятельство, что именно указанный абонент с интернет-сайта заполнил соответствующую заявку и активировал заказ платных контент-услуг (услуг доступа к информационно-развлекательным сервисам)», – констатировала судья Наталия Соколова, подтверждая обоснованность наложенного на ОАО «МТС» административного штрафа.
В пресс-службе оператора журналисту «Фонтанки» пояснили, что намерены обжаловать принятое судебное решение.
Напомним, что в настоящее время для оформления подписки через Интернет сотовые компании используют специальные страницы подтверждения (landing page). Такая технология призвана исключить недобросовестные действия контент-провайдеров.