На берегу Финского залива в государственном природном заказнике «Кивипарк» появился новый забор – его построил бывший вице-губернатор Петербурга Александр Полукеев. Визуально забор производит впечатление установленного прямо в акватории, на той её части, которую заливает во время приливов. Но бывший высокопоставленный чиновник утверждает, будто всё сделал в соответствии с действующим законодательством.
Берег противоречий
Каждый владелец земельного участка, расположенного на берегу водоёма, традиционно оказывается в центре противоречий. Самому владельцу, как правило, хочется, чтобы соответствующая часть берега стала его собственностью: вышел утром на травку, прыгнул в воду, поплавал и испытал двойное удовольствие – от процедуры и осознания, что вода, земля – всё твоё. Но закон такого кайфа не предусматривает – берега всех естественных водоёмов у нас общие. Специфику законодательства компенсируют заборы – с тем же эмоциональным эффектом.
Владельцы же соседних участков, которые от берега подальше или забор не поставили, обычно таким положением дел недовольны: мол, что это он участок берега огородил – мы тут гуляем по вечерам.
Арбитром в бесконечных спорах выступает Водный кодекс. Как рассказали «Фонтанке» в комитете государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, в кодексе чётко написано: расстояние между огораживающим частные владения забором и береговой кромкой не должно быть меньше 20 метров. Такова береговая полоса, которая должна быть свободной для доступа всех граждан. Если речь идёт об акватории такого привлекательного места, как Балтийское море, то актуален ещё один вопрос: как эти 20 метров измерять - во время прилива или отлива?
Оказывается, Водный кодекс и это предусматривает. Специально обученные люди выезжают на место и определяют линию, соответствующую среднему многолетнему уровню воды в данном конкретном месте.
В связи с многочисленными нюансами поступившую в редакцию информацию о том, будто бывший вице-губернатор Петербурга, бывший заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО Александр Полукеев «наступил» забором на акваторию Финского залива, мы восприняли с сомнением и выехали на место, чтобы измерить расстояние между забором и береговой кромкой.
Нам это сделать не удалось.
А кругом камыши…
Посёлок Чулково Выборгского района Ленинградской области расположен в нескольких километрах от российско-финской границы прямо на берегу Финского залива. Он находится на территории государственного природного заказника (особо охраняемая природная территория регионального значения) «Кивипарк». Несколько участков находятся, выражаясь курортным языком, на первой линии.
Интересующий нас участок – один из таких. Он похож на новый – на его территории нет ничего, кроме забора – вполне надёжного на вид сооружения, установленного на сплошном ленточном бетонном фундаменте на песчаной насыпи. На наружной части этой насыпи тропинка, по которой автор этих строк добросовестно прошёл вдоль забора.
Сейчас расстояние между водой и сооружением – метров 7-8. Ну, 10 максимум. Однако смущает ландшафт. Под насыпью забора с обеих сторон впадина и камыши. Очевидно, что забор установлен не на берегу, а на той части акватории, которая заливается водой во время приливов. Создаётся впечатление, что Александр Полукеев установил забор прямо в Финском заливе – при таком раскладе измерить расстояние между забором и берегом не представляется возможным.
Метрах в 15-20 от нового забора параллельно ему с обратной по отношению к заливу стороны стоит старый забор, огораживающий границы соседнего участка. Местные жители рассказали «Фонтанке», что во время приливов вода доходит даже дотуда – так что, Александру Полукееву придётся построить небольшие гидротехнические сооружения, чтобы его территорию не заливало.
Комиссия удовлетворена
Сам Александр Полукеев искренне убеждён в полном соблюдении природоохранного законодательства. Он обстоятельно и предельно корректно рассказал «Фонтанке» о том, как примерно года 3 назад купил эту землю у администрации Выборгского района Ленинградской области и действительно поставил там забор. Но на вопрос о расстоянии между забором и береговой кромкой Финского залива он ответил весьма дипломатично:
- Ну, я не знаю, не я же эту кромку устанавливал. Это граница кадастра, который официально утверждён. По этой границе и поставлен забор.
По словам Александра Полукеева, до того, как обратиться на «Фонтанку», соседи уже жаловались на его забор в комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, оттуда приезжала комиссия, которая якобы была полностью удовлетворена предоставленными документами. Более того, владелец нового забора прислал автору этих строк первую и последнюю страницы договора водопользования, заключённого им с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.
В соответствии с этим договором, по словам господина Полукеева, он имеет законное право пользоваться участком акватории, примыкающим к его владениям. Актуальность данного договора в том, что на данном участке располагается старый бетонный пирс, который господин Полукеев, по его словам, арендует.
Впрочем, легальное водопользование никакого отношения к месту расположения забора не имеет – тут своё слово должны сказать профессиональные экологи. К сожалению, дозвониться до пресс-секретаря комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Никиты Павловича во время подготовки данной статьи нам не удалось, но мы отправили редакционный запрос и обязательно опубликуем позицию этого профильного ведомства правительства Ленобласти по поводу взволновавшего жителей Чулково забора.
Тем более, что сам господин Полукеев отзывается о данном ведомстве крайне уважительно. По его словам, если бы что-то было не так, то приезжавшая оттуда комиссия обязательно вынесла бы предписание администрации Выборгского района Ленинградской области о необходимости переноса забора.
- Это не моя прихоть, что я здесь захотел и поставил. Я так не привык. Я всю жизнь несу ответственность за свои поступки. Я не привык что-то делать вне закона, - заявил «Фонтанке» Александр Полукеев.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»