В ближайшие 48 часов испанский суд решит вопрос об экстрадиции в США 20-летнего петербуржца Дмитрия Белороссова. В середине августа его арестовали в Барселоне по обвинению в кибермошенничестве на территории Штатов. Полуторамесячный срок ареста истекает в среду, 3 октября. Американцы должны предоставить документы на экстрадицию. Но материалы, как выяснила “Фонтанка”, до сих пор не пришли. У Белороссова есть надежда на освобождение.
Предсвадебное путешествие
В недельный отпуск в Испанию Дмитрий Белороссов отправился с восемнадцатилетней Юлией Соколовой. Это был первый заграничный выезд молодого человека, как утверждают его родственники. Пара, знакомая с 2010 года, хотела пожениться после возвращения. Деньги на предсвадебное путешествие в курортном Льорет-де-Мар подарили родители невесты. Вечером 17 августа автобус довез Белороссова и Соколову из отеля до аэропорта Барселоны. Зарегистрировались на рейс. Назначенный на 00.30 вылет отложили на пятьдесят минут. Перед посадкой Белороссова по громкой связи на английском языке подозвали к стойке информации.
«Его ждали пять человек в форме полиции и двое в штатском. Взяли паспорт. Дали нам полминуты на общение и увели, - вспоминает Юлия. - Причину задержания не озвучили». Белороссова перевели в пенитенциарный центр № 2 Мадрида. Через пару дней консульский отдел посольства России в Испании заявил, что петербуржца арестовали по запросу США.
Со Смелым незнаком
Выпускник Санкт-Петербургского политехнического колледжа Белороссов в 2012 году поступил в Государственный университет аэрокосмического приборостроения на факультет интеллектуальных систем управления и нанотехнологий, преобразованный в Институт инновационных технологий в электромеханике и энергетике. Дмитрий, как пояснила его невеста, в детстве улице предпочитал книги и шахматы. В зрелом возрасте увлекся программированием. Два курса ГУАП собирался окончить за два семестра, но в марте из-за проблем с сердцем взял академический отпуск. После госпитализации получил военный билет как не годный к службе по призыву.
О Белороссове после задержания заговорили как о члене хакерской группировки, причастной к преступлениям в США. В частности, СМИ связали дело Белороссова с известным деятелем киберспорта Дмитрием Смилянцем по прозвищу Дима Смелый. Его команда Moscow Five участвовала в международных соревнованиях по компьютерным играм при финансовой поддержке структур сына экс-губернатора Петербурга Сергея Матвиенко. Одновременно, по версии правоохранительных органов Штатов, Смилянец промышлял масштабным кибермошенничеством, кражами денег с кредитных карт и взломом компьютерных баз данных, ущерб от которых составил минимум 300 миллионов долларов. В середине августа, аккурат перед задержанием Белороссова, в США начался процесс над Смелым. После нескольких заседаний его отложили на конец года.
Отец обвиняемого Виктор Смилянец, адвокат по специальности, уточнил в разговоре с корреспондентом «Фонтанки»: «Дима с Белороссовым незнаком. Связывался с сыном в США, специально интересовался. Но я не берусь утверждать о виновности или невиновности парня. Ребят, которые занимаются этой ерундой, - сотни, и они необязательно друг друга знают». Юлия Соколова добавила: «Документального подтверждения причастности Димы к кибермошенникам нет. Вообще фабула обвинения неизвестна. В международных разыскных базах он не числится. Арест выглядит явной ошибкой».
Не факт, впрочем, что общедоступные ресурсы дают полное представление о фигурантах, за которыми охотятся спецслужбы. Например, в разделе «киберпреступники» сайта ФБР числится всего дюжина подозреваемых.
Телефон, сиеста, священник
Белороссова по его же ходатайству содержат в «одиночке». В пенитенциарном центре в пяти километрах от Мадрида сидят местные и иностранцы. Он рассчитан на 683 человека, заключенные живут в камерах площадью 9 квадратных метров. Интернета нет, но разрешают телефонные разговоры. На тюремный счет Дмитрия раз в неделю кладут 100 евро для покупки еды и оплаты звонков. На связь он выходит около 18.30. Единственное препятствие для общения с родственниками и адвокатами - технические сбои в телефонной линии.
К общественно-полезным работам контингент не привлекают. Петербуржец убивает время прогулками и чтением, в основном, отечественных классиков. Книги привозят сотрудники консульского отдела посольства РФ в Мадриде. На сиесту, с 14.00 до 16.30 по местному времени, заключенных запирают в камерах. Видимо, для отдыха охранников. Иногда к Белороссову по просьбе невесты заглядывает православный священник. В Бога парень, как пояснили его близкие, не особо верит, но возможность поговорить на родном языке не упускает. 21 сентября Дмитрий отметил в тюрьме 20-летие.
Нота протеста
Случай с Белороссовым подтолкнул отечественный МИД к беспрецедентному заявлению. Ведомство фактически назвало аресты россиян в третьих странах по требованию США похищениями, а судебные процессы над фигурантами - предвзятыми, основанными на шаткой доказательной базе и с ярко выраженным обвинительным уклоном. В качестве примера МИД привел приговоры Виктору Буту за нелегальные поставки оружия и летчику Константину Ярошенко за контрабанду наркотиков.
«Рекомендуем воздержаться от зарубежных поездок, особенно в страны, заключившие с США договоры о взаимной выдаче, если есть обоснованные подозрения в том, что американские правоохранительные органы имеют к ним какие-либо претензии», - попросили дипломаты. Уполномоченный МИД по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов даже вручил ноту протеста представителю посольства США в Москве в связи с арестами россиян, а ведомство пригрозило ответными мерами в случае, если практика продолжится.
Отметим, договор о выдаче обвиняемых подписали с США больше ста стран, включая туристические Испанию, Португалию, Таиланд, Грецию, Израиль, Чехию, Турцию. Среди них также близкие Германия, Польша, Латвия и Литва, англоязычные Великобритания, Австралия и Канада.
Шансы остаются
В среду истекает 45-дневный срок подачи в испанский суд запроса на экстрадицию Белороссова. Его интересы в Мадриде представляет адвокат и вице-президент Координационного центра ассоциаций соотечественников Олег Губарев. «Если до 3 октября включительно материалы не придут, Дмитрия освободят из-под стражи, - сказал он корреспонденту «Фонтанки». - Насколько мне известно, документы должны прийти в бумажном виде. Их на данный момент в суде нет. Не исключаю, что они в пути. Если обвинение успеет, начнется процедура экстрадиции».
На процессе, в частности, рассмотрят доводы американцев и ходатайства защиты. «Мы, в свою очередь, настоим на медицинском обследовании Дмитрия», - добавил Губарев. Руководитель правозащитной организации «Агора» и эксперт по международному праву Павел Чиков сообщил корреспонденту «Фонтанки», что испанский суд может принять любое решение: «Есть обстоятельства, препятствующие экстрадиции. Например, фигуранта дела о нападении на Химкинскую администрацию Петра Силаева арестовали в Испании по запросу российской Генпрокуратуры. Но испанского судью доводы не удовлетворили, и он в выдаче отказал. Во многом из-за того, что Силаев запросил политическое убежище в Финляндии. Но требовать экстрадиции Белороссова власти США право имеют, и договор с нашим государством о взаимной правовой помощи по уголовным делам, к которому взывал российский МИД, не нарушают».
Девятистраничный документ, подписанный в Москве 17 июня 1999 года, не устанавливает преимущественное право на фигуранта. Он всего лишь регулирует взаимодействие правоохранителей в формате запросов. Стороны обязались отвечать на них, обмениваться информацией, давать возможность допрашивать обвиняемых и свидетелей. Образцом, пожалуй, служит международное расследование уголовного дела в отношении бизнесмена Андрея Могилянского, которого посадили на восемь лет за секс-туризм. Благотворитель организовал в Москве для обслуживания иностранцев-педофилов бордели, в которые свозил мальчиков и девочек из российских интернатов. Иностранные следователи приезжали в Москву для процессуальных действий, а наши ездили в Штаты и выступали в суде.
Не скупятся
К киберпреступлениям у американцев особое отношение. «Чтобы достать фигуранта, они готовы разработать операцию за 10 миллионов долларов, хотя ущерб от мошенничества составляет всего 100 тысяч, - пояснил «Фонтанке» адвокат Дмитрий Динзе, который защищал одного из россиян, подозреваемых в виртуальной афере. - В оперативной работе спецслужбы используют любопытный опыт - выманивание россиян за границу с последующим задержанием. Моего кибермошенника ждали на Кипре, ему грозило до 50 лет заключения. Он остался в стране и, соответственно, на свободе. Я ни разу не слышал, чтобы американцы ошиблись с субъектом, задержали непричастного. Думаю, вероятность экстрадиции Белороссова - 99,9 процента, если документы все же поступят в суд. Никто чинить препятствия США не будет».
Американские спецслужбы охотятся не только за идеологами кибермошенничества. Их цель, в том числе, соучастники из низшего звена - так называемые «дропы». Через их счета прокачивают преступные деньги или реализуют краденый товар. «Дропов чаще всего подыскивают в России или других странах со слабым законодательством в сфере высоких технологий», - уточнил Дмитрий Динзе. После задержаний дропам, в обмен на меньший срок или свободу, предлагают сотрудничество - участие под контролем ФБР и других спецслужб в операциях, которые помогают собрать улики на организаторов.
Ретивость заокеанских силовиков объясняют цифры. Судя по отчетам Интерпола, в 2007-2008 годах, на которые пришелся пик кибермошенничеств, преступники похитили 8 миллиардов долларов. А с учетом кибершпионажа, нацеленного не только на наличные деньги, но и интеллектуальную собственность, ущерб составил 1 триллион долларов.
Александр Никитин,
«Фонтанка.ру»