Новый терминал аэропорта Пулково должен принять первых пассажиров уже 4 декабря. До этого тестировать системы досмотра и регистрации будет целая армия волонтёров. Корреспондент «Фонтанки» также принял участие в забеге по недостроенному зданию. Тест-драйву подвергли все: от процедуры досмотра багажа до условного входа на борт самолета.
Все в касках
«Это исторический момент. Вы - первые пассажиры нового терминала Пулково», - так волонтёров встретил главный операционный директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Фолькер Вендефойер. В небольшом зале его слушали около двух сотен человек в ярких жилетках и строительных касках. Каждый из них получил сразу по два билета, с указанием номера рейса, авиакомпании и пункта назначения.
«Имена и фамилии в билетах реальные, эти люди существуют. Поэтому читайте внимательно. Если необходимо будет найти кого-то из вас, то по громкой связи объявят данные из билетов. Также смотрите себе под ноги, это всё ещё строительная площадка. Каски не снимать. Захотите почесать голову – сначала найдите безопасную зону, отойдите туда, потом снимайте каску. Ленточками мы сделали коридоры, по которым можно безопасно передвигаться, не заходите за них», - инструктировала волонтёров сотрудница группы ORAT (службы подготовки нового терминала) Александра.
Терминал, действительно, произвёл впечатление здания, которое ещё далеко до завершения. На потолке нижних этажей местами отсутствуют панели, рабочие монтируют осветительные приборы и электрику, многие проходы преграждают красно-белые ленты, кое-где разбиты или отсутствуют стёкла, на полу строительный мусор. То тут, то там торчат пучки силовых кабелей.
Однако, по словам руководителя группы ORAT Александра Лакиша, здание, в принципе, готово: «Хотя оно и не выглядит таковым для пассажиров. Сейчас для нас намного важнее, что уже работают основные системы: выдача багажа, пункты досмотра, информационные табло, инфраструктура IT, связь между подразделениями. На прошлой неделе в здании включили отопление. Само собой, что перед открытием это всё отмоют и приведут в нужный вид. Сейчас же здесь не идеальные условия: весьма холодно и грязно. Поэтому я хочу особо поблагодарить «тестовых пассажиров» за их помощь».
«По роду своей профессии я был на многих строительных объектах, - поделился впечатлениями с «Фонтанкой» один из волонтёров Ильдуз Ярулин. - Я ожидал, что здесь будет грязь, но никак не думал, что останутся все эти перегородки. Пока терминал выглядит более чем недостроенным. Думаю, что к сроку успеют довести до уровня сдачи объекта, а уже в процессе эксплуатации будут всё доделывать. Так, например, Ладожский вокзал, который сдали ещё в 2003 году, доделывают до сих пор».
Анонимные любители очередей
Получив сигнал о начале тест-драйва, несколько сотен человек бодрым шагом поднялись в зону отправления на третий этаж, взяли казенный багаж и отправились штурмовать систему досмотра. У четырех действующих рамок металлоискателей сразу образовались очереди. Не маловато ли рамок для досмотра? «Конечно, их мало, но это сейчас, - пояснил Александр Лакиш. - В итоге на двух этажах будет установлено больше пунктов досмотра, чем суммарно в Пулково-1 и Пулково-2».
Почти сразу служба безопасности конфисковала у одного из волонтёров газовый баллончик. Обещали отдать по завершению теста. Далее волонтёры двинулись через просторный зал к информационному табло. К слову, места в новом терминале, действительно, много. Из российских аэропортов его можно сравнить разве что с полупустой посадочной зоной Внуково. «Эта площадь будет занята розничной торговлей. Они приступят к монтажу только в последние недели перед открытием», - рассказал Александр Лакиш.
Узнав стойку регистрации на свой рейс, тестовые пассажиры начали спешно организовывать очереди на chek-in и сдачу багажа. Сотрудники за стойкой пытались искренне улыбаться и даже интересовались: какое место предпочтительнее - «у окошка» или «ближе к проходу». Несколько раз регистрация приостанавливалась по техническим причинам. И вот заветный посадочный талон на руках, а значит, дальше путь лежит к кабинкам паспортного контроля, ведь рейс-то международный.
Кабинок в зале вылета установили что называется «от души». На небольшой площади их около 50, расстояние между ними полтора-два метра. Здесь очередей, кажется, быть не должно. После них ещё один барьер: предполётный досмотр. По традиции, к каждому из двух работающих металлоискателей небольшая очередь. Впрочем, в зале таких пунктов около десятка. Помимо рамок, рядом с каждым постом установлен рентген. Заходишь туда, и сотрудник безопасности сразу видит, какой «камень за пазухой» принёс с собой пассажир.
Впрочем, такое просвечивание применяется лишь в особых случаях в качестве альтернативы ручному досмотру. «Ведь ручной-то отменили недавно», - заверила нас одна из сотрудниц безопасности.
Последняя очередь, которая может ожидать будущих пассажиров, у стоек посадки. Доступ к некоторым из них осуществляется через широкие двухэтажные галереи со стеклянными стенами. По нижнему этажу движется поток прилетевших пассажиров, по верхнему – вылетающих. После стойки регистрации пассажиры спускаются вниз по лестнице прямиком к телетрапу и попадают сразу на борт самолёта. К слову, телетрапы лишь готовятся к сборке.
Специальные возможности
Множество коридоров, поворотов и лестниц. На первый взгляд в суперсовременном здании забыли про маломобильные группы населения. «На самом деле нет, - успокоил Александр Лакиш. - Три недели назад к нам приезжал пассажир на инвалидной коляске. Она проверяла все проходы».
По его словам, во всём терминале организована «безбарьерная среда»: специальные пункты досмотра, специальные стойки регистрации, специальная комната отдыха и бизнес-зал. Доступ пассажиров с колясками организован на все уровни. «Даже между кабинками паспортного контроля вы можете легко проехать с коляской, - уверяет Александр Лакиш. - Во время посадки, после того, как вы отдаёте свой посадочный талон, на каждом гейте вы увидите два коридора. Обратите внимание, что между ними специальный проход к лифту. Лифт как раз спускается на уровень телетрапа».
Работа напильником
Тестирование терминала на «безбарьерность» проведут ещё несколько раз. Кроме того, в течение полутора месяцев каждый вторник и четверг все системы будут «обкатывать» волонтёры. Самое масштабное мероприятие планируется 29 октября, когда по сценарию в здании возникнет пожар и начнётся массовая эвакуация. Ожидается, что в нём примут участие не менее 1 тыс. человек. Сотрудники Пулково утверждают, что после каждого теста проводится «разбор полётов». «Каждую неделю этот терминал будет становиться лучше, и 4 декабря это будет само совершенство», - заверил Александр Лакиш.