На рынке пассажирских перевозок Петербурга может произойти беспрецедентное событие. Как стало известно «Фонтанке», комитет по транспорту не намерен заново выставлять на конкурс право обслуживания пяти автобусных маршрутов, следующих по Лиговскому проспекту и считающихся одними из самых прибыльных в городе. После того как 15 ноября истечет контракт с действующим перевозчиком - «Третьим парком», эти маршруты отдадут государственному «Пассажиравтотрансу».
В настоящее время в Петербурге действует следующая схема распределения 366 социальных автобусных маршрутов среди перевозчиков. Часть из них профильный комитет по транспорту выставляет на конкурс в одном пакете с коммерческими линиями: таким образом, если частная компания хочет работать на прибыльных маршрутках, она должна еще в довесок обслуживать и социальные направления, которые в массе своей являются убыточными. При этом город платит из бюджета субсидию, которая призвана покрыть расходы перевозчиков (ее размер определяется исходя из принятой ставки, а не реальных затрат).
Одновременно часть социальных маршрутов по умолчанию обслуживаются государственным «Пассажиравтотрансом». Они включены Смольным в так называемую «обеспечивающую транспортную сеть» – минимальное число маршрутов, необходимое, по расчетам чиновников, для более-менее нормальной жизнедеятельности города. В основном в этот перечень входят линии с невысоким пассажиропотоком, хотя есть несколько прибыльных маршрутов, например № 3, следующий по Московскому и Невскому проспектам, или № 39, связывающий «Московскую» с аэропортом Пулково. В настоящее время из 366 социальных маршрутов 132 находятся в ведении «Пассажиравтотранса», остальные – у частников.
Как стало известно «Фонтанке», в ближайшее время «Пассажиравтотранс» получит еще пять прибыльных направлений. Комитет по транспорту намерен включить в обеспечивающую транспортную сеть автобусные маршруты, проходящие по Лиговскому проспекту, – 26, 54, 59, 91, 141. Все они доставляют пассажиров до Московского вокзала от южных районов города – Кировского, Московского и Фрунзенского. Дополнительным плюсом этих линий является тот факт, что по Лиговскому проспекту они следуют не в общем потоке, а по совмещенной автобусно-трамвайной выделенной полосе. Таким образом, пассажирам не приходится стоять в пробках в центре города.
Выделенная полоса на Лиговском проспекте была образована в 2007 году. Тогда же компания «Третий парк» – один из крупнейших перевозчиков в городе – выиграла конкурс на право обслуживания вышеуказанных маршрутов в течение пяти лет. Осенью 2012-го, по истечении пятилетнего срока, комитет по транспорту объявил новый тендер, но на этот раз – на право работать на этих линиях лишь в течение одного года. Как говорили тогда чиновники, это связано с тем, что после открытия новых станций метро «Бухарестская» и «Международная» трассировку маршрутов, возможно, придется менять, чтобы перераспределить пассажиропотоки. Напомним, что эти станции открылись в конце 2012 года.
Однако в итоге комитет нашел ошибки в заявках всех претендентов, и конкурс был признан несостоявшимся. Это решение было принято за две недели до истечения срока контракта с «Третьим парком», поэтому чиновники продлили контракт с перевозчиком еще на один год, так как, по версии Смольного, из-за проведения повторных процедур обслуживание линий могло бы на время прекратиться. Любопытно, что заявку на участие в конкурсе подавал ГУП «Пассажиравтотранс», чего ранее государственный перевозчик никогда не делал.
Теперь же ГУП получит лакомые маршруты без всякого тендера. Как рассказали «Фонтанке» в комитете по транспорту, по истечении контракта с «Третьим парком» их включат в обеспечивающую транспортную сеть специальным распоряжением. В ведомстве замечают, что эти маршруты обеспечивают связь между несколькими районами, поэтому государство должно гарантировать их стабильную работу. При этом трассировка меняться не будет: чиновники проанализировали пассажиропоток после открытия «Бухарестской» и «Международной» и посчитали, что маршруты по-прежнему востребованы.
В самом «Пассажиравтотрансе», в свою очередь, сообщили, что персонал для работы на этих линиях у предприятия есть. Что касается подвижного состава, то на октябрь - ноябрь запланирована поставка 83 новых автобусов марки ЛиАЗ, приобретенных для ГУПа комитетом по транспорту. Отметим, что у «Третьего парка» на этих маршрутах задействовано 56 автобусов.
В «Третьем парке» информацию о том, что Лиговку отдадут государственному перевозчику без конкурса, комментировать не стали. Однако нельзя не обратить внимание на любопытный факт: в среду, 2 октября, у Смольного в присутствии губернатора Георгия Полтавченко и премьера Белоруссии Михаила Мясниковича состоялась презентация новых автобусов МАЗ-103, которые недавно закупил перевозчик. Часть из них будет работать как раз на Лиговском проспекте – правда, как теперь выясняется, совсем недолго.
В Ассоциации перевозчиков пассажиров, которая объединяет крупнейшие частные пассажирские компании города, удивлены решением Смольного. «Мы предлагаем руководству комитета встретиться с представителями компаний, чтобы нам объяснили, почему эти маршруты передаются без конкурса. Непонятно также, каковы критерии отбора тех или иных маршрутов в обеспечивающую транспортную сеть», – заметил председатель ассоциации Василий Киселев.
Отметим также, что в конце августа в комитет по транспорту пришел новый глава Александр Воробьев. В 2000-е годы он работал замначальника департамента транспорта и связи Москвы, где как раз курировал развитие общественного транспорта. В столице до последнего времени все социальные автобусные маршруты обслуживались государственным предприятием «Мосгортранс», и лишь недавно один был в качестве эксперимента передан частной компании.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»