Госдума всерьез взялась за рынок страхования автогражданской ответственности. Сгоряча вносить поправки в правительственный законопроект о внесении изменений в соответствующие нормативные акты не стали, а устроили парламентские слушания. А заодно обсудили проект объединения ОСАГО и каско и введение франшизы при обязательном автостраховании.
Как заявил «Водителю Петербурга» депутат Госдумы Ярослав Нилов, во время парламентских слушаний конкретные поправки не обсуждались. Однако возможные изменения в документах все же были озвучены. В частности, речь идет об установке нормативов по срокам и форме досудебных разбирательств между страховой компанией и автовладельцем. Помимо этого, обсуждается вопрос о расширении увеличенных выплат по европротоколу на больший круг регионов (сейчас речь идет в основном о Петербурге и Москве).
Также рассматривается возможность отмены коэффициента износа автомобиля при покупке полиса и вопрос создания комиссии, которая разработала бы единые критерии для оценки ущерба после ДТП. «Кроме того, сейчас еще непонятно, либо Закон «О защите прав потребителей» по-прежнему будет распространяться и на отношения страховщиков и застрахованных, либо его нормы перейдут в новый закон об ОСАГО», – добавил представитель ЛДПР, отметив, что по-прежнему настаивает на возможности предоставления альтернативы: покупать страховку на машину или на конкретного автовладельца.
Проекту закона, регламентирующего действие ОСАГО, уже почти год. Пока его успели принять лишь в первом чтении. Главная претензия страховщиков, как выяснилось на проведенных в Государственной думе парламентских слушаниях, к предложению по введению тарифного коридора. В качестве примера эксперты приводят страхование гражданской ответственности перевозчиков, где подсчет в большинстве случаев ведется по нижней границе. В таком случае аналогичное нововведение приведет лишь к массовому банкротству компаний.
Обратная претензия к страховщикам. По данным Федеральной антимонопольной службы, они навязывают потребителям дополнительные услуги. Так, в некоторых городах заключить договор страховки без выплаты за допсоглашение от 400 до 1 500 рублей невозможно. Для того чтобы изменить ситуацию, ФАС предлагает внести в документы поправку, согласно которой страхователь сможет отказаться от услуг недобросовестной компании и вернуть потраченные средства.
Помимо прочего, согласно первоначальной версии документа, повышается сумма выплат за причинение вреда здоровью (со 160 до 500 тысяч рублей), за материальный ущерб смогут выплатить 400 тысяч рублей вместо нынешних 120. Что касается лечения, то тут критерии также будут определены заранее. Помимо этого пострадавший в аварии сможет получить дополнительные выплаты по результатам экспертиз, доказавших, что повреждения более серьезны, чем предполагалось изначально.
В качестве дополнительного бонуса для водителей – возможность выбрать деньги (наличными или безналом) или ремонт автомобиля.
Сумма выплаты по ДТП, зафиксированному без участия сотрудников полиции, увеличивается в 2 раза – до 50 тысяч рублей. В «особые» регионы вынесены Москва, Петербург, Московская и Ленинградская области. При предоставлении фото- и видеофиксации водителям там может быть выплачено до 400 тысяч рублей. Согласно проекту документа, по упрощенной схеме смогут фиксироваться аварии и с несколькими участниками, в том случае, если обстоятельства, характер и перечень повреждений не вызывают между ними споров.
В случае принятия поправок будет уточнен срок получения компенсации. Срок страховой выплаты должен составлять не более 30 дней (увеличение его допустимо, только если пострадавшая сторона задержалась с предоставлением машины для осмотра). При этом отсчет будет вестись с момента принятия страховщиком заявления о выплате.
К улучшениям подключилась и Федерация автовладельцев России. Активисты разработали свои предложения по совершенствованию закона об ОСАГО.
По мнению директора по экономической безопасности компании «ИФ-страхование» Владимира Хомякова, принятие поправок – благо для автомобилистов. В качестве плюсов эксперт называет, в частности, увеличение сумм выплат после ДТП. «Безусловно, это будет серьезным ударом по рынку каско, так как в среднем ущерб после аварий составляет от 200 до 300 тысяч рублей», – добавил он. По словам Владимира Хомякова, повлиять на цену полиса новшество вряд ли сможет: автогражданская ответственность была введена в России 10 лет назад и страховщики выплатили лишь чуть более 51 % от полученной прибыли. Специалист также отметил, что Европротоколом в России пользуются лишь в 8% аварийных случаев.
Проект объединения каско и ОСАГО видится экспертам изначально сомнительным. В качестве основной причины, почему «нет», называется изношенность основного автопарка России. Большинство машин в стране старше 9 лет. А значит, страхование здесь чревато финансовыми рисками для компаний и дорого для владельцев. Правда, как говорит автор соответствующего законопроекта, глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина, ее идею не совсем верно поняли. Она подразумевает, что ОСАГО должно автоматически войти в полис каско, если автовладелец таковой покупает, а вовсе не предлагается обязать всех поголовно оформлять страховку каско.
Речь идет, в первую очередь, о создании регламента покупки единого полиса. Но делать каско обязательным для всей страны никто не собирается. Идея заключается в том, чтобы дать потенциальным клиентам страховщиков покупать обе услуги единовременно и владеть одним полисом вместо двух. Своего рода объединенным документом. Такой полис, предполагают парламентарии, мог бы быть даже дешевле отдельных каско и ОСАГО. При этом оба останутся самостоятельными продуктами.
Еще одна идея депутатов – франшиза для обязательного автострахования. В Госдуме считают, что таким образом можно было бы не повышать страховые взносы. То есть некая сумма (в пределах 15 - 20 тысяч рублей, может быть) будет покрываться самим страхователем, а не его страховой компанией. Зато тот, кто ездит безаварийно, сможет рассчитывать на заметные скидки на полис ОСАГО.